Яковлева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения Омутинская средняя общеобразовательная школа № 2 с.Омутинского. «Семинар – оптимальная форма урока старшеклассников». Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. А. Дистерверг. Современное общество к выпускникам общеобразовательных учреждений предъявляет большие требования. Сейчас недостаточно при окончании школы владеть хорошими знаниями . Выпускник школы должен овладеть ещё инструментом добывания знаний, то есть уметь учиться. В связи с этим традиционное обучение не оправдывает себя. Активизация форм и методов обучения направлена на овладение каких-то определённых порций учебного материала. Учащийся привыкает постепенно принимать готовые знания , не затрудняя себя творческой или исследовательской работой, поглощая всё или часть того, что даёт учитель, не задумываясь о результатах своего учения- для чего? Зачем? Что будет дальше? И как следствие теряется интерес к учебе. Современному учителю необходимо владеть умением проектирования учебного процесса, который должен привести к заранее определённым целям- более качественной подготовке учащихся, прочности закрепления знаний, активизации мыслительной деятельности, формированию практических навыков, привитию необходимых деловых качеств. На мой взгляд, решить эти задачи позволит проблемное обучение. Проблемное обучение-это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительной деятельности. Данная технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж Дьюи. Условиями успешности при применении данной технологии являются: - проблематизация учебного материала (знания- дети удивления и любопытства); - активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); - связь обучения с жизнью ребёнка, трудом. В данную технологию легко вписывается модельное обучение, где на первый план выходят не учителя-предметники, а учителя-организаторы учебного процесса, которые в состоянии создавать учебные группы с определенным учебным модулем, могут учить детей добывать информацию , систематизировать и анализировать её, делать соответствующие выводы, затем создавать другие учебные группы с другими задачами и так далее. Оптимальной организационной формой урока для старшеклассников считаю семинар. Семинар-форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития через передачу укрупненной или ограниченной дидактической единицы в интраактивном информационном режиме. Данная форма организации урока имеет положительные и отрицательные аспекты:
Егоров О выделяет несколько видов семинарских занятий: - аналитический, где учащиеся самостоятельно анализируют тексты, решают задачи, составляют планы, графики, схемы; - эвристический предполагает применение знаний в измененной ситуации в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании; -контрольно- обобщающий проверяет навыки, знания по тематическому циклу. готовность к экзаменационным испытаниям. Организационные аспекты семинара:
Подготовка семинара трудоемка и требует много времени для подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому целесообразно проводить не более одного семинара в крупном блоке уроков и подготовительную работу начинать заблаговременно ( возможно с вводного урока по теме). Преподавая литературу в старших классах , пришла к выводу, что семинвр достаточно эффективен. Урок по литературе в форме аналитического семинара с элементами обобщения. 10 класс. По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». (проводится перед итоговым сочинением)
Выбирая форму и метод обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти: · 10% того, что читают, · 26% того, что слышат; · 30% того, что видят; · 50% того, что видят и слышат; · 70% того, что обсуждают с другими; · 80% того, что основано на личном опыте; · 90% того, что проговаривают в то время, как делают; · 95% того, чему они обучают сами. Семинар как организационная форма урока позволяет максимально использовать ученическую память, а значит, способствует качеству обучения. Литература:
| ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 715 | |
Всего комментариев: 0 | |