Семинар-оптимальная форма урока старшеклассников.

Яковлева Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения

Омутинская средняя общеобразовательная школа № 2

с.Омутинского.

 

«Семинар – оптимальная форма урока старшеклассников».

 

                                          Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит её находить.

А. Дистерверг.

    Современное общество к выпускникам общеобразовательных учреждений предъявляет большие требования. Сейчас недостаточно при окончании школы владеть хорошими знаниями .

   Выпускник школы должен овладеть ещё инструментом добывания знаний, то есть уметь учиться.

   В связи с этим традиционное обучение не оправдывает себя. Активизация форм и методов обучения направлена на овладение каких-то определённых порций учебного материала. Учащийся привыкает постепенно принимать готовые знания , не затрудняя себя творческой или исследовательской работой, поглощая всё или часть того, что даёт учитель, не задумываясь о результатах своего учения- для чего? Зачем? Что будет дальше? И как следствие теряется интерес к учебе.

    Современному учителю необходимо владеть умением проектирования учебного процесса, который должен привести к заранее определённым целям- более качественной подготовке учащихся, прочности закрепления знаний, активизации мыслительной деятельности, формированию практических навыков, привитию необходимых деловых качеств.

   На мой взгляд, решить эти задачи позволит проблемное обучение.

   Проблемное обучение-это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительной деятельности.

   Данная технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж Дьюи.

    Условиями успешности при применении данной технологии являются:

      - проблематизация учебного материала (знания- дети удивления и любопытства);

      - активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);

      - связь обучения с жизнью ребёнка, трудом.

В данную технологию легко вписывается модельное обучение, где на первый план выходят не учителя-предметники, а учителя-организаторы учебного процесса, которые в состоянии создавать учебные группы с определенным учебным модулем, могут учить детей добывать информацию , систематизировать и анализировать её, делать соответствующие выводы, затем создавать другие учебные группы с другими задачами и так далее.

   Оптимальной организационной формой урока для старшеклассников считаю семинар.

Семинар-форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития через передачу укрупненной или ограниченной дидактической единицы в интраактивном информационном режиме.

   Данная форма организации урока имеет положительные и отрицательные аспекты:

Положительные аспекты:

Отрицательные аспекты:

1. Высокая степень самостоятельности учащихся;

2. Возможность максимального использования среды учения;

3. Разнообразие творческих работ;

4. Умение вести дискуссию;

5.Убеждение учащегося в возможностях своей личности ( Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю);

6. Монологическая речь учащихся, ораторское искусство;

7. Связь с вузовским обучением.

1. Требует много времени для подготовки;

2. Минимальное учебное время- 90 минут.

Егоров О  выделяет несколько видов семинарских занятий:

   - аналитический, где учащиеся самостоятельно анализируют тексты, решают задачи, составляют планы, графики, схемы;

 

   - эвристический предполагает применение знаний в измененной ситуации в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании;

   -контрольно- обобщающий проверяет навыки, знания по тематическому циклу.               готовность к экзаменационным испытаниям.

Организационные аспекты семинара:

  1. Составление программы семинара;
  2. Подбор необходимой литературы;
  3. Формирование проблемных тематических групп;
  4. Назначение докладчика (руководителя группы)
  5. Распределение ролей в микрогруппах.
  6. Определение конечного продукта, рефлексия.

Подготовка семинара трудоемка и требует много времени для подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому целесообразно проводить не более одного семинара в крупном блоке уроков и подготовительную работу начинать заблаговременно ( возможно с вводного урока по теме).

 Преподавая литературу в старших классах , пришла к выводу, что семинвр достаточно эффективен.  

Урок по литературе

в форме аналитического семинара с элементами обобщения.

10 класс. По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

(проводится перед итоговым сочинением)

№ группы

руководитель

тема

Результат

(продукт)

1.

 

«Автобиографичность романа»

1.Доклад с компьютерной презентацией;

2.Реферат на заданную тему;

3.Выставку дополнительной литературы.

2.

 

«Образ Петербурга в романе»

3.

 

«Цвето-световая гамма романа Ф.М.Достоевского»

4.

 

«Цифровая символика романа»

5.

 

«Христианские мотивы в романе»

6.

 

«Роман в оценке критиков»

 

Выбирая форму и метод обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти:

·         10% того, что читают,

·         26% того, что слышат;

·         30% того, что видят;

·         50% того, что видят и слышат;

·         70% того, что обсуждают с другими;

·         80% того, что основано на личном опыте;

·         90% того, что проговаривают в то время, как делают;

·         95% того, чему они обучают сами.

Семинар как организационная форма урока позволяет максимально использовать ученическую память, а значит,  способствует качеству обучения.

 

                                                       Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.
  2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
  3. Егоров О. Инновационная  школа вчера, сегодня, завтра.- М.: Народное образование, 1999.
  4. Милованова Н.Г. Современные технологии обучения.- Тюмень.: ТОГИРРО, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (30.01.2013)
Просмотров: 688 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]