Если люди  говорят плохо о твоих детях,-это значит, они плохо говорят о тебе
                                                                                       В.А.Сухомлинский
Вместо предисловия...
Для каждого из нас наш ребёнок самый лучший. И это правильно. Кто , как ни родители, сумеют понять и принять своего любимого сыночка или дочку. 
Быть родителем сложно.Быть не только родителем , но и другом для своих детей- очень сложно, но необходимо.
 
 
Совет первый...
С каждым из своих детей мы обязаны  проживать жизнь заново:заново открывать для себя мир, совершать и исправлять ошибки.
И конечно, всегда быть честными. Честь, честность- основа доверительных отношений.
Совет второй...
Как готовить домашнее задание по русскому языку
1. Для начала ученик должен приготовить рабочее место.
2. Первое, с чего начать выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила. 
3. После того, как ребёнок выучил правила, пусть сделать более лёгкое задание. 
4. Он должен внимательно прочитать задание, вникнуть, и только после этого выполнять. 
 5. Если же задание письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для выставления отметки за работу пропускать  строку. 
6. Сначала нужно прочитать текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения. Всё это записывается словами. 
7. После этого, диктуя его себе по слогам вслух или про себя, ребёнок записывает текст. 
8. Текст каждой новой работы ученик начинает с красной строки (2 см). 
9. Писать нужно аккуратным, разборчивым почерком без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей. 
10. Все виды письменных работ школьник должен выполнять синим шариковым стержнем. Запрещается писать красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть чистыми. Исправления ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией, но не употреблять скобок, т.к. скобки являются пунктуационным знаком. 
11. Не разрешается пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную работу учитель не принимает на проверку и предлагает ученику выполнить работу заново.
12. После того, как сделано основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению. Грамотно списанный текст без грамматических заданий оценивается только на «3». 
13. Все подчёркивания и морфемный разбор проводить только графитным карандашо
м.
 
Совет третий...когда экзамен на пороге...
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не крити­куйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов.  Ребенку всегда передается волнение родителей.
3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. 
    4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
    5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
    6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
    7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
    8.Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витами­нов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
    9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
   10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упоря­дочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
   11 Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует мно­жество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и уст­ных экзаменов.
   12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрировать­ся на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
   13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
• если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл поло­житься на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
 
Совет четвёртый...Как не надо воспитывать.
 
Часто , бывая в магазинах, общественном транспорте, на улицах села либо города, становишься невольным свидетелем жизненных "картинок".
 
Картинка первая
  17апреля 2013 года. г.Тюмень
В городской автобус входит современная городская бабушка с двумя внуками лет 4-5.
Все места заняты, свободно только место кондуктора.
Бабушка говорит одному внуку:
- Садись.
Внук удивлённо отвечает:
-но ведь это место кондуктора, нельзя!
Бабушка с явным недовольством:
-Мне какая разница, чьё это место, сказано: Садись!
Внук нерешительно сел . Бабушка с воинственным видом осталась стоять. Кондуктор стоял поодаль?????
 
картинка вторая.
  13 февраля 2016 года.
Вот уже два года наша большая дружная школьная семья живёт в современном красивом здании.
В одну из суббот февраля традиционно проходит встреча с родителями будущих первоклассников.
Все: и педагоги, и родители волнуются, многие приходят семьями.
После встречи расходятся дружно, бурно обсуждая увиденное и услышанное.
По школьному двору идет красивая молодая семья: папа, мама, сынок.
Папа достает из кармана пачку сигарет и закуривает на школьной территории ( кругом висят запрещающие знаки),
сын показывает папе на один из знаков. В ответ папа...махнул рукой и продолжил курить, ещё и поплевывая сквозь зубы.
 Педагогика бессильна.
 
 
 
Совет пятый: как привить любовь к чтению
  - прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
  - Покупая книгу, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  - Систематически читайте ребёнку-это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  - Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  -Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
  - Старайтесь прервать чтение книги на самом интересном месте.
 -Вспоминая содержание, намеренно искажайте его, чтобы проверить, как его запомнил ваш ребёнок.
 - Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими воспоминаниями.
 - устраивайте дома дискуссии по прочитанным  книгам.
 - Старайтесь покупать ребёнку понравившиеся ему  книги, собирая тем самым его личную библиотеку.
 -  Воспитывайте бережное отношение к книге.
 
  
 
Совет шестой
 
За советом можно обратиться по телефонам доверия  8(34544)3-37-50 ; 8 (34544) 3-30-66  (экстренная психологическая помощь с.Омутинское)
 
Послесловие...
Современная педагогика рассуждает о популярных и не очень методах воспитания. Предлагаю познакомиться с рассуждениями одного из них:
Трактат о кнуте, прянике и прочих химерах

КАК БЫ ни протестовал наш просвещенный разум против рукоприкладства, жизнь гнет свое. Сыночка, которого мы ни разу не тронули пальцем, все равно будут бить во дворе или в классе, или он будет делать это сам. Еще вопрос, что он предпочтет: получить раз-другой в месяц пару шлепков или каждый Божий день слушать бесконечный крик…
— Что из этого следует? Рекомендация шлепков вместо крика?
— Ни в коей мере. Лишь утверждение, что психическое наказание может быть тяжелее физического.
Итак, засучив рукава…

Семь правил для всех

Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ, не так ли? Никто не спорит.

Однако наказывающий ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ…

1. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

2. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!

НАКАЗАНИЕ — НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ.

НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или Кем бы то ни было — НИКОГДА!

Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого…

НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ.

4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

Оставить, простить.
Есть риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности? Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития. Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.

5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

— Стоп! А вот это уже просто неверно. «Ребенок должен бояться нашего огорчения»?.. Разве это долженствуемо?
— А как лучше?
— Не знаю. Если имеются в виду отношения дружбы и любви, то никто ничего не должен. «Ребенок должен бояться меня огорчить» — звучит устрашающе. Это ведь эгоистическая манипуляция чувствами. И принуждение ко лжи, в скором будущем… Жуткое наказание — непрерывно знать, что причиняешь боль! Разве не так?..
— Ну а как?..
— Да просто принять как реальность, что ребенок, не будучи совершенным, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Защищается от этого страха.

Психология Герострата

Вот еще, почему иногда провоцируется наказание: ребенку нужно доказательство, что он уже прощен, что грех ему отпущен. Совершившееся наказание и есть это доказательство. Некоторые дети ищут повода быть наказанными, ведут себя откровенно вызывающе — к этому толкает их чувство вины. Когда-то, может быть, сгоряча пожелал нашей смерти, обманул или подсмотрел запретное, стыдное, ревновал…
Той же природы и искуснейшие провокации на наказания несправедливые и несоразмерные. Маленький психолог хорошо нас изучил, знает (хотя и редко может выразить словами), за какой нерв задеть побольнее. Перейдя меру гнева, даем ему аванс внутренней правоты, который он может потратить самым неожиданным образом.
Злит и злится, делает все назло, а в то же время — не замечаете? — иногда такая неудержимая нежность, такая потребность в ласке…
«Ты меня любишь?.. А почему не играешь со мной?» Иной больше поверит данному сгоряча шлепку, чем поцелую.
Только равнодушие не дает никаких шансов. Только из скуки нет дороги к любви. И вот почему столь многие, и дети, и взрослые, безотчетно пользуются методом Герострата: «Ты ко мне равнодушен, я тебе неинтересен, я тебе скучен? Добро же, я заставлю тебя хотя бы ненавидеть меня!»
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

 
Продолжение следует
Владимира ЛЕВИ, из книги "Нестандартный ребенок" (изд-во "Питер")
 
 
Философы и мудрецы о воспитании:
  - "Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени" ( Э.Селдсон)