1.ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Универсальные лексические категории

омонимы

синонимы

антонимы

паронимы

 Лексика активного и пассивного запаса 

общеупотребительная лексика

диалектизмы

профессионализмы

жаргонизмы

арго

эмоционально окрашенные слова

архаизмы

историзмы

неологизмы

заимствованные слова

старославянизмы

традиционно-поэтические слова

народно-поэтические слова

разговорная лексика

просторечные слова

книжная лексика

термины

фразеологизмы

крылатые слова

эмоционально-экспрессивная лексика

 Тропы

метафора

метонимия

ирония

гипербола

олицетворение

сравнение

синекдоха

литота

эпитет

антономасия

аллегория

перифраза

художественный символ

 Стилистические фигуры

градация

антитеза

оксюморон

лексический повтор

анафора

эпифора

2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

 Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.

 Морфема - это наименьшая значимая часть слова.

 В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы):

корень

приставка

суффикс

окончание

 Морфология- раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.

 Части речи:

 а) самостоятельные

имя существительное

имя прилагательное

имя числительное

местоимение

глагол

причастие

деепричастие

наречие

 б)служебные

предлог

союз

частица

 в) междометия (ой, ах и т.д.)

 Синтаксис- раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

 Синтаксические понятия:

способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)

повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

восклицательные и невосклицательные предложения

простые предложения

двусоставные и односоставные предложения

типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)

неполные предложения

распространённые и нераспространённые предложения

обращения

однородные члены

обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)

уточняющие и поясняющие члены

вставные конструкции

вводные слова и предложения

прямая речь

косвенная речь

диалог

сложносочинённые предложения

сложноподчинённые предложения

бессоюзные предложения

 Синтаксические средства художественной изобразительности

риторические восклицания

риторический вопрос

риторическое обращение

параллелизм

анафра

эпифора

инверсия

эллипсис

умолчание

смещение синтаксических конструкций

присоединительные конструкции

парцелляция

многосоюзие

бессоюзие

градация



Основные подходы к проверке  сжатого изложения

 ИК1

 Нередко экзаменуемые передают все важные для восприятия исходного текста микротемы, однако при этом нарушают абзацное членение текста. Это не должно вести к снижению количества  баллов по критерию ИК1.

 ! Неточно понятая микротема свидетельствует о том, что часть главного содержания исходного текста осталась для экзаменуемого недоступной, следовательно, оценка по критерию ИК1 должна быть снижена.

! Фактические ошибки, не ведущие к искажению основного содержания и смысла исходного текста или какой-либо его микротемы, не учитываются при выставлении оценки по критерию ИК1.

 ! В работе возможно некоторое расширение информации исходного текста за счёт прибавления экзаменуемым не содержащейся в прослушанном тексте микротемы, которая  может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом. Такое прибавление микротемы часто ведёт к искажению авторского замысла всего текста в целом. В этом   случае количество баллов по критерию ИК1 снижается.

! В работе экзаменуемого возможно сочетание пропусков микротем и прибавления к тексту не содержащейся в нём информации, которая может быть тематически связана или не  связана с текстом. Однако это не компенсирует недостатков в  понимании прослушанного текста и не может служить поводом для повышения оценки по критерию ИК1.

      ИК1 должна быть снижена.

! Фактические ошибки, не ведущие к искажению основного содержания и смысла исходного текста или какой-либо его микротемы, не учитываются при выставлении оценки по критерию ИК1.

 

ИК 2

 приёмы сжатия

1. Исключение:

• исключение повторов;

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

• исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

                Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена прямой речи косвенной.

! То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от  характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать  приём исключения, реже всего – обобщения.

Критерий ИК2 позволяет оценить уровень компрессионных умений девятиклассника применительно к любому тексту публицистического или научного (научно-популярного) стилей.

! При оценке сжатия текста необходимо оценивать не только наличие приёмов компрессии в изложении, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем.

 

 ! Степень сжатия исходного текста в изложении может несколько разниться. Важно при оценивании работы по данному критерию ориентироваться не на количество слов в изложении, а на уровень владения экзаменуемым приёмами сжатия текста.

 

ИК3

Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику (последовательность изложения содержания) исходного текста.

! Следует обратить внимание на то, что оценка по критерию ИК3

снижается на 1 балл, даже если в изложении присутствует только одна из ошибок: или 1 логическая ошибка, или 1 нарушение абзацного членения текста.

Оценивая последовательность изложения содержания прослушанного текста, необходимо опираться на исходный текст и его композиционно-логическую структуру.

Оценивая логическую связь между единицами текста изложения учащегося, нужно иметь в виду, что она не должна противоречить логике исходного текста.

В то же время, оценивая речевую связность и правильность абзацного членения изложения, необходимо рассматривать эти параметры применительно к тексту работы учащегося, то есть к созданному экзаменуемым тексту изложения, а не сопоставлять

текст, написанный выпускником, с оригиналом.

! Речевые ошибки не влияют на оценку по этому критерию.

 

 

 

 

 

С1 Основные подходы к проверке сочинения-рассуждения по лингвистической цитате

Сочинение-рассуждение проверяет прежде всего умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – «рассуждение» и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

! При проверке экзаменационных сочинений стоит учитывать, что девятиклассники не должны владеть специальной филологической терминологией, выходящей за рамки школьной программы.

Достаточно того, что выпускник различает лингвистические явления и способен указать на их роль в тексте.

! Глубина раскрытия лингвистической темы не должна влиять на

оценку по критерию С1К1.

 

С1К2

! Экспертам следует учитывать соответствие приводимых примеров- аргументов тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.

Указание лишь на номера предложений не даёт возможности сделать вывод о

том, что учащийся правильно распознал языковые средства, которые использует автор текста. Рассуждения экзаменуемого не могут квалифицироваться как иллюстрация исходного тезиса, и по данному критерию он не получает баллов.

! Количество примеров не из прочитанного текста не может служить причиной повышения оценки по критерию С1К2.

! Нельзя считать аргументами примеры, приведённые из прочитанного текста, если отсутствует тезис, который они могли бы проиллюстрировать.

 

С1К3

Сочинение – это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого

экзаменуемый создаёт собственный текст, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

При любом варианте композиции в сочинении должно просматриваться коммуникативное намерение пишущего, без него невозможна смысловая цельность текста.

Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков).

Средством выражения членимости является абзац. Большинство специалистов в области лингвистики текста видят в абзаце и смысловую, и графическую текстовую единицу. Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла.

Ошибки в абзацном членении, встречаются в сочинениях выпускников

достаточно часто и связаны с тем, что выпускники не умеют членить свой текст на смысловые части, не видят их границ, не знают возможностей абзацного членения в качестве графического средства выражения своих мыслей и чувств и, соответственно, не выделяют в тексте абзацы или выделяют их неправильно.

Типичные ошибки в абзацном членении:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все

сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы

полностью отсутствует.

2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя

части сочинения: вступление, основную часть, заключение – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений

из состава смысловой части.

4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в

смысловую часть текста.

 

С1К4 

Поскольку экзаменуемые пишут сочинение-рассуждение, то важно

учесть соответствие работы основным композиционным видам текстов этого

типа речи.

В основном работы могут быть построены от тезиса через аргументацию

к выводу. Однако возможна и иная композиция: небольшое вступление –

аргументация – тезис (вывод).