Существует несколько подходов к построении части С, но их объединяет общая схема:

      1. формулировка проблемы и её комментарий,

      2. позиция автора, (+комментарий)

      3. своя точка зрения (+комментарий)

      4. аргументы

      5.вывод.

К1 – ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

СТАНДАРТ

1. Автор текста (проблемного очерка, лирической зарисовки) размышляет над весьма актуальными (наболевшими), (серьёзными), (вечными) проблемами.

Он по-своему (по-новому), (весьма оригинально, своеобразно), (очень аргументированно) осмысливает и раскрывает тему

 (отцов и детей);(добра и зла); (милосердия и жестокости);(жизни и смерти);(экологических катастроф); (западного влияния на современную молодёжь);

 (влияния компьютеризации);  (подлинного творчества);(предназначения человека) (нравственного выбора); (истинного художника-творца и истоков его популярности и славы)

(подвига и исторической Памяти) (войны и поведения человека в экстремальных условиях) (истинного и ложного гуманизма);  (истинной и мнимой красоты)


2. Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о…

 роли книг (гуманитарных наук) в жизни современного человека;  (о том, в чём непреходящее значение поэзии Сергея Есенина, А. Блока, Б. Пастернака, творчества А.П.Чехова, неумирающей сатиры Н.В.Гоголя); 

 (о том, где настоящий мастер черпает вдохновение); (о национальных традициях)

 (о том, является ли народный промысел подлинным искусством и как сохранить культурное достояние талантливых мастеров прошлых столетий и настоящего времени); 

 (о способности чувствовать прекрасное) (о связи человека и природы); (о необходимости заниматься спортом, укреплять не только свои мышцы, но и дух),

(о том, чем так привлекает сильных и выносливых людей альпинизм (экстремальные виды спорта); (о манере вести дискуссию); (о нравственном состоянии современного общества);
 (о состоянии современного искусства, например, эстрадного); (о «кумиромании» и её влиянии на психологию подростка)…

К1 – ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

(нестандартное начало)

Что такое истинная красота? (подлинное искусство), (истинное милосердие)?

Всегда ли мы способны отличить подлинное от мнимого?

Одинаково ли мы воспринимаем прекрасное? (искусство), (милосердие)?

Можно ли оценить красоту? (милосердие)?

Меняются ли со временем представления о красоте? (о милосердии)?

Есть красота привычная, соответствующая общепринятым идеалам. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество возвращается вновь и вновь.

Именно над этими вопросами и размышляет автор.
А задумываемся ли мы, что такое красота? В чём величие творений музыкантов, живописцев, (зодчих и других народных умельцев)? Умеем ли мы наслаждаться музыкой, оценить великолепие храма? Умеем ли сами созидать красоту? 
Является ли народный промысел подлинным искусством? Какую ценность он имеет в развитии культуры русского народа? Какова роль национальных традиций и необходимо ли их развивать? Как сохранить культурное достояние талантливых мастеров прошлых столетий? 
Об этом заставляет задуматься автор очерка (текста, статьи).
Для чего живёт человек? В чём смысл жизни? (подлинное счастье?)
Как не допустить ошибки в выборе собственного пути?

Ответы на эти непростые вопросы ищет автор. Проблема, поднятая автором, носит не абстрактный характер – эту проблему рано или поздно приходится решать каждому из нас…


Пушкин… Как говорить о нём? В чём секрет пушкинского гения?

Говорить о нём можно только по праву любви, которая входит в нас с детства. Это больше чем любовь к поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина. Тайна пушкинского гения никогда не перестанет волновать читателей. Каждое новое поколение по-своему воспринимает его творчество. Новый опыт прочтения Пушкина откроет новые грани его поэзии и прозы.
Текст публициста посвящён величию творчества Пушкина. Каждая строчка, каждое слово пронизано искренней любовью к поэту. Автор взволнованно и возвышенно выражает главную мысль – беззаветную любовь к священному имени великого русского поэта. 
Родина… Кому не знакомо это гордое слово? А задумываемся ли мы над вопросом, что такое Родина? Широта просторов? Природные богатства? Славные народные подвиги? 
А может быть, родина – это берёзка за окном, васильковые луга за околицей или соловьиные трели в роще? У каждого своё понимание родины. Родина – это то, что дорого твоему сердцу. То, что «не променяешь ни на какие заокеанские красоты». 
Именно эти слова заключают в себе главную мысль текста.

К2 – КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ 
ИСХОДНОГО ТЕКСТА
• помогает читателю разобраться в поднятых вопросах, (в том, что…);

• осмыслить проблему …

• углубляет наши представления о том, что такое…(истинный патриотизм, любовь, искусство…);

• понять,

- что альпинизм – это не только необычный вид спорта, но и возможность выявить истинную сущность человека);

- осознать, какое произведение можно считать произведением искусства, истинным творением;

- с чем связано ощущение родины у русского человека;

- обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям;

- необходимо ли современному человеку понятие духовности, что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху;

- какого человека можно назвать истинным патриотом, настоящим другом, по-настоящему отзывчивым…

- какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев (засилие Запада, Интернета, экологические катастрофы, утрата национальных традиций, безразличие к прошлому нашей страны…);

- как необходимо вести дискуссию (спор), чтобы выглядеть воспитанным человеком;

- всегда ли родители понимают своих детей, а повзрослевшие дети осознают свою ответственность перед родителями (в чём состоит ответственность перед родителями: только ли в материальной поддержке, только ли в « дежурных добры» словах? И наоборот);

- имеет ли право человек на войне оставаться Человеком, т.е. любить, страдать, преклоняться перед поэзией, музыкой, книгой или его предназначение только в том, чтобы воевать?(Очень осторожно и корректно – не категорично);

- в чём черпает русский человек силу духа, способность к подвигу…

- почему порой именно в обыденных ситуациях (в толпе, в очереди…), а не только в экстремальных проявляется нравственная сущность человека?

- почему роль книги (театра, библиотек) в современном обществе не изменится и компьютеризация (Интернет) или телевидение не смогут её ( их) заменить?

К3 – ПОЗИЦИЯ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА
(об этом должно быть написано в тексте)
Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна), (оригинальна).
Автор полагает, что…

– выбирая тот или иной вид спорта (профессию), необходимо трезво оценивать свои возможности (способности, призвание), готовность к трудностям, к взаимовыручке, (к необходимости служить делу (науке) всю сознательную жизнь);
– истинным творением (подлинным произведением искусства) можно считать лишь то, в которое вложена вся душа художника, то, которое действительно отражает интересы читателя, то произведение (искусство), которое поистине духовное и является источником высоких стремлений); 
– обогащение русского языка вряд ли происходит за счёт наводнения иностранными словами. В нашем языке достаточно выразительных средств, чтобы выразить те или иные понятия и чувства. Его метафоричность, многозначность и богатство. Иностранные слова необходимы лишь в той мере, в какой развивается научно-технический прогресс и культурное общение людей; 
– ощущение родины у русского человека всегда связано с малой родиной, местом, где он родился и рос, природой окружающего края (ромашками и васильками за околицей, птичьими трелями в роще, берёзкой за окном…). В общем, с тем, где человек ощущает себя счастливым; 
– именно в обыденных ситуациях: уступить место в общественном транспорте, помочь перейти улицу, оказать первую помощь пострадавшему – проявляется сущность человека: воспитанный он или невежда, учтивый или безразличный. И причины находятся для самооправдания: «не заметил», «спешу», «сумки тяжёлые»… Да и отвернуться можно: авось не заметят. Всё это, как считает автор, и есть потеря нравственности; 
– духовность – то качество, к которому часто бессознательно стремится каждый из нас. Духовность – это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте, поиску идеала. Часто понятие духовности путают с интеллигентностью, образованностью, воспитанностью. Но это не одно и то же. В каждом понятии – своё содержание; 
– истинно добрые и отзывчивые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь, и действуют они всегда бескорыстно, не ожидая благодарности; 
– Книга (театр) в жизни человека никогда не перестанет играть своей важной роли. Ни Интернет со своими многочисленными, но зачастую однообразными сведениями, ни телевидение, каким бы оно доступным ни казалось, не заменят книжной мудрости, живого человеческого общения и сопереживания; 
– проблема отцов и детей вечна и важно каждому понимать свою роль. Родители порой слишком жертвуют своими интересами во имя любви к детям. (Возможен вариант, что мать во имя любви, во имя спасения ребёнка готова пожертвовать всем, ибо видит в этом своё предназначение, и важно то, как впоследствии эта жертвенность окупится). Дети должны понимать, что настоящая забота о немолодых уже родителях – это не только добрые слова, но и материальная поддержка (или наоборот: не только материальная поддержка, но и доброе, участливое слово) 

К-4 АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ 

СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ
(НЕ ПОВТОРЯТЬ МНЕНИЯ АВТОРА)
1. С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно.
2. Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник), (лирик), (философ). Я полностью разделяю его позицию.

Действительно…
3. Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас …
4. Автор как настоящий публицист (художник), (лирик), (философ), (критик) подводит читателя к очень важному выводу… (Земля – наш общий дом…); (Милосердие должно быть бескорыстным...); (Утрата культурного наследия страны может быть невосполнима…); (Сохранение национальных традиций – дело каждого из нас); (Нравственные ценности, такие как: красота, честность, любовь, самопожертвование – вечны); (Засилие телеканалов, «интернетомания» убивает в человеке способность сопереживать… ) 
5. Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)… 
6. Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось). 
7. Автор статьи (очерка), (рассказа) побуждает читателя по-новому оценить ситуацию с…(взглянуть на…), и с его мнением нельзя не согласиться ( и я полностью разделяю его позицию). 
8. Размышления автора тревожны. Его волнения за судьбу страны (за экологические проблемы…) понятны. Автор не даёт конкретных советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать о том, как сохранить окружающую нас природу (чистоту русского языка), (нравственность), (милосердие)…(Автор словно предлагает читателю внимательнее приглядеться к герою: а вдруг он узнает в нём себя). 
9. Точка зрения автора весьма оригинальная (интересная), (убедительная), но я позволю себе высказать несколько иное мнение…
(Но я не во всём разделяю его позицию…)
(Однако я не во всём согласен с автором. ( «Правда может быть только одна, никаких «полуправд», по-моему, быть не может…» или «Не только язык является самой большой ценностью народа. А земля, где он родился? А природа, которая его окружает? Разве это не такие же великие ценности?) 
Аргументы лучше брать из литературных произведений. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ

(Не повторять изложенного выше)
Размышляя над прочитанным, можно сделать вывод о том, что…
Итак, рассуждение (повествование) автора в целом поучительно и побуждает нас к размышлениям о смысле жизни…

 

Автор ещё раз убеждает нас в том, что необходимо читать классику (беречь культурное наследие, избегать слепого поклонения кумирам…)

 

 

Как писать сочинение (рекомендации)


1. С чего начать сочинение на экзамене.

1) Лист не подписывать никак. Писать строго по предложенному тексту, а для этого следует читать с ручкой , вникая в содержание текста, отмечая проблемы, поднятые автором, обратить внимание на Ф.И.О. автора, крат. статью о нём.

2) Писать строго по плану, каждый пункт с абзаца, отступ 2 см.)

2. Вступление (2-4 предложения) - это тема текста. Образцы вступлений, например, об одинокой старости

а) вопросительное предложение: Почему в наше время так много одиноких пожилых людей? Кто в этом виноват? Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?

б) приём умолчания. Одинокая старость... Как больно смотреть...

в) приём градации: Детство. Юность. Старость.

г) цитата из текста, д) назывное предложение; е) ряды однородных членов; ж) пословицы и поговорки. Как известно... Как сказал кто-то из великих...

з) риторический вопрос
3. Формулировка проблем, поднятых в тексте автором.

В тексте ... ф.и.о. поднимаются важные ... (актуальные, злободневные) проблемы современности (нашего времени, нашего общества). Проблема..., ..., ... Почему?.. Чем объяснить?.. Может ли?.. Эти непростые (сложные) вопросы задаёт автор и пытается найти на них ответ.Чтобы правильно обозначить проблему, нужно ответить на вопрос: Что хотел сказать автор текста. Например, если, прочитав текст, мы говорим, что автор хотел показать, как сильно, бескорыстно родители любят своих детей, то проблема в тексте: сила родительской любви

4. Комментарий к проблеме. Прокоментировать - это занчит пропустить тектс через себя. (Что заставило автора задуматься над этим?)

Чтобы мы поняли насколько важны проблемы, поднятые в тексте, автор рассказывает нам о ... (что заставило автора задуматься над...)

Благодаря этому мы видим (понимаем), как важно автору было донести до нас свои размышдения.

5. Позиция автора - отношение автора к проблеме, ответ на вопрос темы, желательно повторить ф.и.о. автора, можно использовать цитирование (Рассказывая о... автор обращает наше внимание на..., призывает нас к..., заставляет задуматься над... Для него важно...)

6. Собственная позиция о проблеме - нужно согласиться или не сгласиться с атором (Текст (ф.и.о. автора) не может никого оставить равнодушным, и я полностью разделяю позицию автора. Автор, безусловно, прав, считая, что..., так как..., во-первых,...

7. Аргументация

8. Заключительная часть. (желательно кольцевая композиция (ф.и.о. автора в начале и в конце, вывод - Такие выводы должен сделать каждый...)

 

1. ПРИМЕРЫ РЕЦЕНЗИЙ.

2. ТЕКСТЫ И РЕЦЕНЗИИ.