ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ

 

типы уроков:

урок ознакомления с новым материалом;

урок закрепления изученного;

урок применения знаний и умений;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок проверки и коррекции знаний и умений;

комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

в форме беседы;

лекции;

экскурсии;

киноуроки;

самостоятельная работа учащихся;

лабораторные и практические работы;

сочетание различных форм занятий.

 

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

вводные;

первичного ознакомления материалом;

образования понятий, установления законов и правил;

применения полученных правил на практике;

повторения и обобщения;

контрольные;

смешанные или комбинированные.

 

СТРОЕНИЕ УРОКОВ ОСНОВНЫХ ТИПОВ

Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих 19 их типов:

урок ознакомления с новым материалом;

урок закрепления изученного;

урок применения знаний и умений;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок проверки и коррекции знаний и умений;

комбинированный урок;

урок-лекция;

урок-семинар;

урок-зачёт;

урок-практикум;

урок-экскурсия;

урок-дискуссия;

урок-консультация;

интегрированный урок;

театрализованный урок;

урок-соревнование;

урок с дидактической игрой;

урок - деловая игра;

урок - ролевая игра;


ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему.

Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырех наиболее важных условий:

квалифицированного, творчески работающего учителя;

коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

необходимых средств обучения;

доверительных отношений между учащимися и учителем основанных на взаимном уважении.

В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия:

уровень обученности учащихся, соответствующий программным требованиям;

наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда;

соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;

применение активных форм и методов обучения.

Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:

 

   - воспитывающего и развивающего обучения;

 

   - научности;

 

   - связи теории с практикой, обучения с жизнью;

 

   - наглядности;

 

   - доступности;

 

   - систематичности и последовательности;

 

   - самостоятельности и активности учащихся в обучении;

 

   - сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;

 

   - целенаправленности и мотивации обучения;

 

   - индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

 

Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающий при подготовке урока руководствуется и специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:

определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;

уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;

определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;

определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.

Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.

 

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

 

Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий - достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный - отдельных элементов урока.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

 

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

 

2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

 

3. Организационное начало урока:

- готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

- подготовленность учащихся -дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

- подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

 

4. Организационная структура урока:

- мобилизующее начало урока;

- последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

- насыщенность урока, темп его проведения и т.д.

 

5. Анализ содержания учебного материала урока:

- обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

- соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

- соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д.

 

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

- цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

- обоснование выбора методов обучения;

- пути реализации дидактических принципов в обучении;

- индивидуализация и дифференциация в обучении;

 

- взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

 

7. Деятельность учителя:

- научность и доступность изложения новых знаний;

- использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

- организация закрепления учебного материала;

- организация самостоятельной работы учащихся;

- проверка и оценка знаний и умений учащихся;

- вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

- отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

- задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

- пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

- эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

- контакт учителя с классом и т.д.

 

8. Деятельность учащихся:

- подготовка рабочего места;

- поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

- интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

- состояние их устной и письменной речи;

- знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

- отношение учащихся к учителю;

- степень и характер участия коллектива в целом И отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

 

9. Выводы:

- выполнение плана урока;

- достижение целей урока;

- особенно интересное и поучительное на уроке;

- что произвело на уроке наибольшее впечатление;

- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

- оценка урока.

 

 С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:

Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?

Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?

На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

Как отбирались для урока формы обучения?

Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?