Как работать над изложением.
1. Во время первого чтения необходимо воспринять текст  в целом. Важно не просто слушать, а слышать текст, понять тему, уловить главную мысль, определить стиль и тип речи, зафиксировать ключевые слова.
   если это описание, то постарайтесь мысленно увидеть картину;
   если  повествование-зафиксируйте последовательность действий;
   если рассуждение- уловите его логику, последовательность.
   Главное: во время первого прочтения не надо судорожно пытаться записать что-то . Время будет потрачено зря.
2. После первого прочтения набросайте на черновике план, запишите запомнившиеся ключевые слова.
   Помните, что количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Обычно в исходном экзаменационном тексте 3-5 микротем
  ( Микротема- тема каждой смысловой части, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Каждая микротема выражает законченную мысль, суждение)
  Не жалейте черновика и записывайте план воздушно, оставляя место для вписывания.
   Все имена собственные будут прописаны учителем на доске.
3. Когда текст будет звучать во второй раз, работайте с планом: вносите уточнения, добавляйте пропущенные детали, записывайте даты. Полезно записать первое и последнее 
   предложения текста. 
4. Приступайте непосредственно к написанию изложения. По ходу работы полезно подчёркивать те слова, в написании которых вы  сомневаетесь. После окончания работы внимательно
  прочтите, обратите внимание на употребление окончаний, подчёркнутые слова проверьте по орфографическому словарю. Если не смогли найти какое-то слово или не поняли какое-либо
  выражение, передайте смысл другими словами.
5. Помните, что вы работаете над сжатым изложением.Для сжатия изложения используют простые синтаксические конструкции, исключают повторы, обобщают мысли.
 
ТЕКСТ № 1 
ссылка на аудиозапись
 
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями, теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими. 
   Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. 
    Казалось бы, такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
 
ТЕКСТ № 2
ссылка на аудиозапись
 
   У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
   В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 
    Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
 
ТЕКСТ № 3
ссылка на аудиозапись.
 
  Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. 
   Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. 
    И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, приближающая человека к счастью.
 
ДРУГИЕ ТЕКСТЫ И АУДИОЗАПИСИ