"Система работы учителя начальных классов по сохранению здоровья"

                                                                                           Ольга Николаевна Чемакина,

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                   МОУ ОСОШ №2

                           с. Омутинское Тюменской области  

 

     Система работы учителя начальных классов по сохранению здоровья

 школьников через использование  современных здоровьесберегающих технологий

 

Цель:

            раскрыть особенности здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование личности современного школьника, владеющего на достаточно высоком уровне не только багажом интеллектуальных знаний по предметам общеобразовательного цикла, но и знаний, умений навыков здоровьесбережения в условиях современной школы;

 Задачи:         

             разработать модель работы учителя по сохранению здоровья школьников в образовательном процессе.

             проанализировать систему работы по сохранению здоровья школьников в образовательном процессе;

             исследовать результативность этой системы.

 

             В основу своей работы взяла слова Руссо «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

             Выдающийся философ хх. века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас, его не будет…»

Наше будущее – это наши дети.

            Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно – следственной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодёжи. Именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие, даже по сравнению с внешнеполитическими проблемами, тревоги  и опасения.

          Поэтому цель современной школы, прежде всего, - подготовка детей к жизни. Достижение этой цели может осуществляться с помощью особых  здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

           Потребность быть здоровым – основная потребность человека. Она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать определённый минимум условий, призванных охранять здоровье своего гражданина. Что означает понятие «здоровье»? Существует более 300 определений здоровья. Мы придерживаемся определения, приведённого в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Все эти «виды» здоровья тесно связаны. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное, социальное.

           Здоровье детей  волнует меня, как  учителя начальных классов. С каждым набором число детей-первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается. Ребёнок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. На основе своего 30-летнего педагогического опыта работы пришла к выводу, что хорошее здоровье – залог успешной учёбы. Поэтому в основу своей работы всегда ставлю изучение здоровья ребят при поступлении в школу. Учёные и врачи считают, что безусловной причиной нарушения нормального функционирования детского организма является гиподинамия, т. е. недостаток двигательной активности. Врач и педагог В. В. Гориневский пришёл к выводу, что недостаток движения не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему миру. Встаёт вопрос: как помочь ребёнку быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия?

           В нашей школе  в последние годы складывается система, направленная на укрепление здоровья детей. Весь педагогический коллектив школы заинтересован в том, чтобы ученик был развит не только духовно, но и физически, чтобы в стенах школы ребёнок  мог сохранить и укрепить здоровье.

           На основе наблюдений я составила Модель совместной деятельности учителя начальных классов по здоровьесбережению школьников.

          Эта модель способствует оказанию ученику той или иной помощи: прямой непосредственной или опосредованной; педагогической, психологической или социальной; моральной или материальной; индивидуальной или групповой.

 I. Работа с родителями (анкеты для родителей, индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания, посещение квартир, участие родителей в разных мероприятиях)

II. Диагностика учащихся.

III. Работа медицинского работника (осмотры, беседы, рекомендации)

IV. Работа учителя:

1.  цикл родительских собраний по проблемам здоровьесбережения

     школьников;    

      2. цикл классных часов «Здоровье школьника»;

      3. внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный

          процесс (оздоровительные минутки, гимнастика для глаз, физкультминутки, подвижные  игры, гимнастика для рук, дни здоровья, спортивные соревнования, посещение различных спортивных секций); 

          В этом году я набрала  первый класс. Решила работать по УМК «Начальная школа 21 века». В этом комплекте уже заложены элементы здоровьесбережения.

         Данная программа построена с учётом природосообразности ребёнка. То есть во главу угла ставятся индивидуальные и возрастные особенности.

          Продуман адаптационный период. В течение 1 полугодия обучение чтению, письму и математике идёт по интегрированному курсу «Грамота». Интегрированный курс данной программы позволяет избежать утомления.  На каждом уроке «Грамоты» предусмотрены задания на развитие моторики руки. Это и закрашивание, и штриховка, и рисование, и выполнение специальных упражнений.

          Огромное значение уделяется развитию наглядно-образного мышления и игровой деятельности, что является характерным для детей 6-7 летнего возраста. Всё это обеспечивает ситуацию успеха для первоклассника.

           При закреплении учебного материала используется дифференцированный подход. Во всех тетрадях предусмотрена разноуровневость всех заданий, а дело учителя предоставить свободу выбора для ученика посильного задания в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.

           В учебниках очень много творческих заданий, игр, которые развивают логическое мышление и воображение.

           Младшие школьники с трудом сохраняют внимание и могут работать не более 7-10 минут, после чего обязательна смена деятельности.

       4. обмен опытом работы по здоровьесберегающим технологиям в педагогическом коллективе.

V. Работа  социального педагога.

vI. Работа учителя физического воспитания.

Vll. Летнее оздоровление детей.

           Систематическая целенаправленная работа по здоровьесбережению школьников через использование элементов здоровьесберегающих технологий помогает добиваться учителю начальных классов сохранить здоровье школьников, включить их в работу по сохранению своего здоровья, способствует сплочению родительского и детского коллектива. Успешность этой работы зависит от умения учителя вовлечь в эту работу медицинского работника, социального педагога, учителя по корригирующей гимнастике и родителей.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (10.03.2013)
Просмотров: 2060 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]