"Самое сложное в работе с детьми- это работа с их родителями"

«Самое сложное в работе с детьми- это работа с их родителями.»

 

                                                                                              Хотите ли Вы , не хотите ли.

                                                                                           Но дело, товарищи , в том,

Что прежде всего мы- родители,

                                                                                     А все остальное потом.

Р.Рождественский.

 

   Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми- это работа с их родителями».

   Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные  целевые программы по укреплению и повышению значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению социальных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня семьи. Уже не исключением является тот факт, когда родители уезжают на заработки , оставив своих детей на воспитание бабушек и даже соседей. В связи с этим значительная часть подростков отдаляется от родителей. Именно поэтому семье требуется систематическая помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

    Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

      Л.И Маленкова в книге для учителя «Воспитание в современной школе» выделяет 5 функций работы классного руководителя с семьей:

1.      Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.

2.      Психолого- педагогическое просвещение.

3.      Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

4.      Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

5.      Взаимодействие с общественными организациями родителей.

   Сотрудничество школы и семьи начинаются с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

   Изучение семьи- дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявление уважения  ко всем членам семьи.

   Наиболее распространенными формами работы с родителями, проведение которых входит в обязанности классного руководителя, является  родительское собрание.

   Проведение родительского собрания – очень ответственное и сложное мероприятие как с точки зрения методики, так и психологии. Классный руководитель должен применять нетрадиционные подходы к проведению родительских собраний. В течение года проходит 4- 5 собраний и ни одно не должно походить на другое. Каждая встреча должна быть запоминающейся, родители должны чувствовать необходимость встреч с классным руководителем. В результате работы, проб и ошибок, я вывела для себя некоторые правила проведения родительских собраний:

1.      Не назначать время проведения собрания в удобное для себя время- у родителей тоже есть профессиональные обязанности..

2.      Не критиковать категорично  детей- родители этого все- равно  не примут.

3.      Раскрывать перед родителями особенности их собственных детей.

4.      Заканчивать собрания шутливыми историями из жизни класса.

5.      Сообщать учащимся решение родительского собрания и его неукоснительно.

Определяющую роль в будущем посещении родителями классных собраний является то, как мы проведем первую встречу с родителями. Они должны быть уверены в том, что педагог искренне уважает их детей , открыт для общения, поэтому родители должны иметь полную информацию, в связи с этим  актуальной станет анкета «Будем знакомы». Систематическое  «выполнение» этих несложных правил привело к тому, что посещение родительских собраний в моем классе 75-80% ( в классе 25 детей), но отсутствующие обязательно сообщают о невозможности своего присутствия, и мы сразу обговариваем время нашей встречи.

   Между родительскими собраниями случается необходимость решить некоторые неотложные вопросы. Для этого в классе выбирается родительский комитет. Выборы проходят  на первом собрании и на все году учебы в среднем и старшем звене. Кроме помощи в решении текущих дел, у родительского комитета есть одна традиционная обязанность- проведение Нового года. Это праздник- сказка, и волшебство должно быть обязательно. Подготовка не занимает много времени- то минуты совместного творчества сближают родителей, заставляют почувствовать себя нужными.

    Организация досуговой деятельности тоже не обходится без родителей.: на одном из родительских собраний было предложено свозить детей в цирк. Для классного руководителя все организационные вопросы могут занять 1-2 дня, но считаю просто необходимым вовлечь в их решение родителе: 1 заказывает билеты, другой- автобус, третий- сопровождение ГИБДД, четвертый – сопровождает во время поездки. На это уходит больше времени, но родители ощущают свою причастность к жизни класса. Ведь в школе нет таких дел, в которых не нашлось бы места родителям.

    Классный руководитель  должен воспитывать уважение детей к своим родителям, поэтому

    по сложившейся традиции 1 раз в учебном году готовим с классом праздник для родителей, например:

1.      «Мы за чаем не скучаем»

2.      «Цветы нашего сада»

3.      «Поздравляем милых мам»

На которых дети благодарят своих родителей за любовь, воспитание, терпение.

   Результатом своей работы считаю глубокое взаимопонимание с семьями своих детей, отсутствие конфликтных ситуаций, сохранение традиций класса после окончания школы.

   Место встречи моих выпускников ежегодно является 7 января каждого года в 13.00 и 18.00. и не было еще ни одного года, чтобы в этот день мой дом был пустой. Значит работала я не зря.

    Свое выступлении е хочется закончить словами великого Ю.П.Азарова: « Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно».

    

Литература:

  1. Журнал «Классный руководитель» № 7, 2006 г
  2. Журнал «Классный руководитель» № 8, 2008 г
  3. В.М. Лизинский «Практическое воспитание в школе» ч.1./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.-160с.
  4. Справочник заместителя директора по воспитательной работе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.- 160с.
  5. Л.И.Маленкова «Воспитание в современной школе»./М. : Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999.-с.300.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (10.03.2013)
Просмотров: 2487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]