"Развитие начального образования на юге Тюменской области"

Первые шаги в становлении образования

 

 

     Педагоги многих поколений выработали и усовершенствовали эффективные формы и методы обучения, воспитания и развития детей на лучших традициях отечественной школы. Накопленный опыт заслуживает изучения, объективной оценки и разумного приумножения.

     Екатерина II начала реформу общеобразовательной школы с целью создания всесословной системы образования, исключая только обучение крепостных.

     Первая в Сибири гимназия была открыта в Тобольске в 1870 году. Гимназический курс предусматривал изучение полного цикла естественнонаучных, исторических, филологических и философских дисциплин, древних и иностранных языков, изящных наук.

     С 1836-го по 1862 годы должность директора Тобольской губернской гимназии и инспектором народных училищ Тобольской губернии был П.П. Ершов. Он рассматривал образование как двуединый процесс обучения и воспитания, внедрял дидактические принципы воспитывающего обучения, суть которого заключалась в том, чтобы формировать в детях качество гражданина, человека и христианина. П.П. Ершов сформулировал своё педагогическое кредо так: « Разрушить умственные цепи и человека сотворить». Он был противником зубрёшки, придавал большое значение развитию самостоятельности, подвижности ума, творческой учебной деятельности. Его новации получили широкое распространение в Тобольской губернии.

    Октябрьская революция 1917 года в корне изменила систему образования, его структуру и содержание. 26 декабря 1919 года правительство России издало Декрет «О ликвидации массовой безграмотности среди населения», согласно которому все лица от восьми до пятидесяти лет привлекались обучению грамоте. Был создан Тюменский губернский отдел народного образования. Создавались новые учебные планы и программы, новые учебники, занимались подготовкой учителей, началось строительство новых школ.

    В 1930 году в стране было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а с 1934 года – обязательное семилетнее.

    За период с 1920-1931 гг. число учащихся возросло  более чем на 11 миллионов человек, на территории Тюменской области открыто около 500 новых начальных, семилетних и средних школ, обучением охвачено около 100000 человек.

     В 1944 году была образована Тюменская область,  к этому времени на её территории функционировало 1881 общеобразовательная школа, в том числе 79 – средних, 273 – семилетних и 1526 – начальных, с общим числом учащихся в 146000 человек.

 

Развитие начального образования на юге Тюменской области

 

 

    В октябре 1945 года в Тюмени был открыт институт усовершенствования учителей. Сотрудники кабинета начального образования ИУУ под руководством Т. Журавлёвой создавали школы передового опыта, помогали методическим кабинетам района готовить и проводить совещание учителей, планировать работу с учетом новых требований и новации в педагогическом труде, повышали квалификацию учителей начальных классов на курсах, семинарах, тематических выездах территорий.

    В 70-90годы учителя осваивали оптимизацию процесса обучения, изучали опыт педагогов-наваторов, внедряли в практику работу педагогику сотрудничества, участвовали в эксперименте по обучению детей с шестилетнего возраста.

    В 1991 году на базе областного ИУУ был открыт областной институт повышения квалификации педагогических кадров. Приоритетными направлениями в работе с педагогическими кадрами стали: общекультурная подготовка педагогов; формирование, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; освоение новых технологий обучения; организация помощи учителям в работе с родителями и другое.

     В августе 1997 года на базе кабинета начального образования была создана кафедра начального образования. Приоритетными направлениями работы кафедры стали: всесторонний анализ состояния начального образования на юге области, обновление содержания образования в системе повышения квалификации педагогов начального образования, поиски эффективных путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов, работающих с младшими школьниками.

    Осознавая сложность и многогранность задач начального образования. Учителя начальных классов всё больше включаются в систему непрерывного образования, изучают новые технологии обучения, ведут поисковую и опытно-экспериментальную работу, осуществляют мониторинг качества образования и развития личности ребёнка.

    Обучение педагогов начального звена осуществляется на основе вариативности, с учётом потребности учителей и перспектив развития начальной школы.

    Кафедра начального образования направляет свои усилия на овладение педагогами начального звена мыследеятельностной педагогикой. Учителя осваивают технологии, позволяющие развивать учебные навыки, индивидуальные способности, нестандартное, творческое мышление у детей.

 

 

 

 

 

 

    Сегодня на юге Тюменской области идёт качественное обновление содержания начального образования, формируется единое образовательное пространство. Учитель начальных классов всё чаще отказывается от позиции «Внимательно слушай, запоминай. Повторяй» в пользу позиции «Думай, размышляй, сам ищи способы решения. Работай с разными источниками информации». Без этого невозможно профессионально решать базовые цели начального образования:

·        Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

·        Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

·        Формирование у младших школьников желание и умение учиться;

·        Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, сами собой.

   Развивающее обучение как качественно новый тип в начальной школе представлено образовательными концепциями, программами, учебниками и технологиями нового поколения, целью которых является физическое, психическое и личностное развитие детей в образовательном процессе.

   Трудом энтузиастов- учителей, методистов, специалистов управлений образования – накапливается практический опыт деятельности образовательных учреждений в новых условиях. Так, в области сложился положительный опыт работы по развивающей системе Д. Эльконина – В. Давыдова, по дидактической системе общего развития Л. Занкова.

    В традиционной системе также произошел поворот к вариативному развивающему обучению за счет введения новых учебно-методических комплектов. На юге нашей области сегодня успешно работают учителя начальных классов по УМК «Школа России», « Школа 2100» (свыше 400 человек), « Начальная школа 21 века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», отдельные педагоги работают по УМК « Гармония», « Классическая начальная школа».

    Общим для всех УМК является интегративность, проблемное построение учебных материалов, направленность на организацию учебно-поисковой деятельности младших школьников в индивидуальных, парных и групповых формах работы на основе сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося с опорой на личностный опыт ребенка.

    Педагоги, работающие по программам развивающего обучения, убеждены, что обучение детей по названным программам в полной мере соответствует природе ребенка, стимулирует интерес к учебной деятельности. Снимает стрессогенные факторы, страхи, что способствует сохранению здоровья младших школьников и позволяет успешно решать базовые цели начального образования.

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (10.03.2013)
Просмотров: 612 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]