Преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е.Н. Ильин. Эпиграфом к моему сообщению стали слова выдающегося учителя г. Санкт-Петербурга Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. (Слайд «Фотография Е.Н. Ильина») «Никогда еще миссия учителя не была столь значимой. Душа ребенка поистине становится полем битвы добра и зла. Вдумаемся в слово «образование». По значению корня – это сотворение образа, то есть личности. Она, и только она способна противостоять любым катаклизмам, не пренебречь собою, а значит, и не стать игрушкой в руках тех сил, что лежат вне её.» Воспитанию такой личности и способствует система Е.Н. Ильина. Воспитать такого Человека стараюсь и я на уроках литературы. Поэтому целью преподавания литературы я считаю воспитание культурной, интеллигентной, нравственной личности, уважающей гуманистические идеалы. Достижение этой цели связано с решением коммуникативных, духовно-нравственных и других задач в их неразрывном единстве. Во всем многообразии учебных воспитательных задач, по моему мнению, являются главными следующие:
Е. Н. Ильин отмечает доступность методов и приемов, которые помогают воспитывать думающего читателя, человека. Опираясь на этот опыт, я выстраиваю уроки как общение. Это особая форма взаимной работы учителя и учащихся, которая позволяет ученикам обмениваться мыслями. Выстраивая урок-общение, использую формулу личностно-ориентированного подхода : любить + понимать + сострадать + принимать + помогать! Поэтому на уроке происходит взаимное обогащение учащихся, коммуникативный обмен способами действий, рефлексия, устанавливающая отношения участника к собственному действию (Слайд «Е.И. Ильин «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека».) Обращаясь к концепции Ильина, урок по теме «Любовная лирика М .Цветаевой» выстраиваю в форме общения, используя метод создания проблемной ситуации: привести учеников на остров любви, открытый М. Цветаевой, и раскрыть особенности лирического героя. Опираясь на метод проблемного изложения, изучаю сведения о любовной лирике Цветаевой, связываю с названием первого на русском языке романа о любви «Езда в остров любви», подчеркиваю новизну, важность, красоту темы любви в цветаевской лирике и , тем самым, настраиваю на загадочность образа лирического героя, вызывая желание прочитать стихотворение «Кто создан из камня…» Создавая проблемную ситуацию, учитываю, что Ильин считал особенно важным обращение к художественной детали в изучаемом произведении, которая должна увлечь учеников, вызвать желание прочитать произведение полностью, вернуться к нему вновь. Так изучая пьесу А.Н. Островского «Гроза», пользуюсь схемой, нацеливая внимание учащихся на художественную деталь (Слайд «Значение ключа»). Спрашиваю учеников о значении ключа. Маленький кусочек металла открыл жестокость и порочность Варвары, и , в то же время, ключ раскрыл глубину переживаний главной героини. Учащиеся еще раз обращаются к тексту, выявляют мотивацию поступков Катерины и Варвары. Итак, срабатывает схема: Деталь – вопрос – проблема. В восприятии учеников ключ от калитки становится ключом к пониманию сущности конфликта пьесы. Поиск ответа на поставленную проблему организовался в форме коллективного процесса, раскрепощенного обсуждения, дискуссии.
Придумывая домашнее задание, пользуюсь исследовательским методом: учащиеся самостоятельно готовят доклады, лекции, рефераты, обзоры, исследование по составлению энциклопедии одного слова, сочинения. Все творческие работы учеников мне очень дороги, поскольку это и есть результат возникновения новых ЗУН, накопление способов умственной деятельности; это ростки творческой индивидуальности, личности ребенка.
Учитель, по Ильину, художник своего урока: сценарист, режиссер, исполнитель, взыскательный критик, литературовед…Мне тоже нравится «играть» роль какого-нибудь литературного персонажа. Так при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» я становлюсь няней Татьяны Лариной и не спеша беседую с ней о «преданьях старины глубокой..» А вот я уже и старушка Шапокляк, которая пытается внушить ребятам, что: (Слайд «Шапокляк») - Кто людям помогает, Тот время тратит зря: Хорошими делами Прославиться нельзя! Искусство перевоплощения свойственно и школьникам, когда перед изучением произведения, например, поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», литературную гостиную посетит одна из жен декабристов, с ролью которой прекрасно справляется ученица, наряд которой соответствует эпохе, социальной принадлежности; предметы, окружающие ее – тоже века 19. Урок литературы - это сотворчество двух моралистов – учителя и писателя. Оба, меняясь ролями, по-своему морализируют. То учитель возвышается до образного мышления писателя, то писатель вдруг становится школьным учителем. Так почему бы не прогуляться вместе с К. Паустовским по Мещерскому краю и не полюбоваться природой, не послушать пения птиц вместе М. Пришвиным, чтобы стать ближе к природе, не поучиться мужеству, целеустремленности у Н. Островского, к сожалению, забытого сейчас школьной программой, не перенять у М.Ю. Лермонтова благодарную любовь к Родине… Итак, урок литературы – это: (Слайд) - человекоформирующий процесс; урок –общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; - это спектакль с несколькими явлениями, сотворчество писателя и учителя; - не аргументы и факты, а открытия ; - совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Главное в уроке литературы: (Слайд) - книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить его с самим собой; - умножать, а не только уважать человека в человеке; - помочь себе и другим очеловечиться . Помните: урок – это помощь! Кому-то скорая, кому-то неотложная, а кто-то пока и подождет… И, наконец, формула успеха, выраженная пятью глаголами: (Слайд) Любить Понимать Сострадать Принимать Помогать! Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е.Н. Ильин. Эпиграфом к моему сообщению стали слова выдающегося учителя г. Санкт-Петербурга Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. (Слайд «Фотография Е.Н. Ильина») «Никогда еще миссия учителя не была столь значимой. Душа ребенка поистине становится полем битвы добра и зла. Вдумаемся в слово «образование». По значению корня – это сотворение образа, то есть личности. Она, и только она способна противостоять любым катаклизмам, не пренебречь собою, а значит, и не стать игрушкой в руках тех сил, что лежат вне её.» Воспитанию такой личности и способствует система Е.Н. Ильина. Воспитать такого Человека стараюсь и я на уроках литературы. Поэтому целью преподавания литературы я считаю воспитание культурной, интеллигентной, нравственной личности, уважающей гуманистические идеалы. Достижение этой цели связано с решением коммуникативных, духовно-нравственных и других задач в их неразрывном единстве. Во всем многообразии учебных воспитательных задач, по моему мнению, являются главными следующие:
Е. Н. Ильин отмечает доступность методов и приемов, которые помогают воспитывать думающего читателя, человека. Опираясь на этот опыт, я выстраиваю уроки как общение. Это особая форма взаимной работы учителя и учащихся, которая позволяет ученикам обмениваться мыслями. Выстраивая урок-общение, использую формулу личностно-ориентированного подхода : любить + понимать + сострадать + принимать + помогать! Поэтому на уроке происходит взаимное обогащение учащихся, коммуникативный обмен способами действий, рефлексия, устанавливающая отношения участника к собственному действию (Слайд «Е.И. Ильин «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека».) Обращаясь к концепции Ильина, урок по теме «Любовная лирика М .Цветаевой» выстраиваю в форме общения, используя метод создания проблемной ситуации: привести учеников на остров любви, открытый М. Цветаевой, и раскрыть особенности лирического героя. Опираясь на метод проблемного изложения, изучаю сведения о любовной лирике Цветаевой, связываю с названием первого на русском языке романа о любви «Езда в остров любви», подчеркиваю новизну, важность, красоту темы любви в цветаевской лирике и , тем самым, настраиваю на загадочность образа лирического героя, вызывая желание прочитать стихотворение «Кто создан из камня…» Создавая проблемную ситуацию, учитываю, что Ильин считал особенно важным обращение к художественной детали в изучаемом произведении, которая должна увлечь учеников, вызвать желание прочитать произведение полностью, вернуться к нему вновь. Так изучая пьесу А.Н. Островского «Гроза», пользуюсь схемой, нацеливая внимание учащихся на художественную деталь (Слайд «Значение ключа»). Спрашиваю учеников о значении ключа. Маленький кусочек металла открыл жестокость и порочность Варвары, и , в то же время, ключ раскрыл глубину переживаний главной героини. Учащиеся еще раз обращаются к тексту, выявляют мотивацию поступков Катерины и Варвары. Итак, срабатывает схема: Деталь – вопрос – проблема. В восприятии учеников ключ от калитки становится ключом к пониманию сущности конфликта пьесы. Поиск ответа на поставленную проблему организовался в форме коллективного процесса, раскрепощенного обсуждения, дискуссии.
Придумывая домашнее задание, пользуюсь исследовательским методом: учащиеся самостоятельно готовят доклады, лекции, рефераты, обзоры, исследование по составлению энциклопедии одного слова, сочинения. Все творческие работы учеников мне очень дороги, поскольку это и есть результат возникновения новых ЗУН, накопление способов умственной деятельности; это ростки творческой индивидуальности, личности ребенка.
Учитель, по Ильину, художник своего урока: сценарист, режиссер, исполнитель, взыскательный критик, литературовед…Мне тоже нравится «играть» роль какого-нибудь литературного персонажа. Так при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» я становлюсь няней Татьяны Лариной и не спеша беседую с ней о «преданьях старины глубокой..» А вот я уже и старушка Шапокляк, которая пытается внушить ребятам, что: (Слайд «Шапокляк») - Кто людям помогает, Тот время тратит зря: Хорошими делами Прославиться нельзя! Искусство перевоплощения свойственно и школьникам, когда перед изучением произведения, например, поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», литературную гостиную посетит одна из жен декабристов, с ролью которой прекрасно справляется ученица, наряд которой соответствует эпохе, социальной принадлежности; предметы, окружающие ее – тоже века 19. Урок литературы - это сотворчество двух моралистов – учителя и писателя. Оба, меняясь ролями, по-своему морализируют. То учитель возвышается до образного мышления писателя, то писатель вдруг становится школьным учителем. Так почему бы не прогуляться вместе с К. Паустовским по Мещерскому краю и не полюбоваться природой, не послушать пения птиц вместе М. Пришвиным, чтобы стать ближе к природе, не поучиться мужеству, целеустремленности у Н. Островского, к сожалению, забытого сейчас школьной программой, не перенять у М.Ю. Лермонтова благодарную любовь к Родине… Итак, урок литературы – это: (Слайд) - человекоформирующий процесс; урок –общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; - это спектакль с несколькими явлениями, сотворчество писателя и учителя; - не аргументы и факты, а открытия ; - совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Главное в уроке литературы: (Слайд) - книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить его с самим собой; - умножать, а не только уважать человека в человеке; - помочь себе и другим очеловечиться . Помните: урок – это помощь! Кому-то скорая, кому-то неотложная, а кто-то пока и подождет… И, наконец, формула успеха, выраженная пятью глаголами: (Слайд) Любить Понимать Сострадать Принимать Помогать! Преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е.Н. Ильин. Эпиграфом к моему сообщению стали слова выдающегося учителя г. Санкт-Петербурга Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. (Слайд «Фотография Е.Н. Ильина») «Никогда еще миссия учителя не была столь значимой. Душа ребенка поистине становится полем битвы добра и зла. Вдумаемся в слово «образование». По значению корня – это сотворение образа, то есть личности. Она, и только она способна противостоять любым катаклизмам, не пренебречь собою, а значит, и не стать игрушкой в руках тех сил, что лежат вне её.» Воспитанию такой личности и способствует система Е.Н. Ильина. Воспитать такого Человека стараюсь и я на уроках литературы. Поэтому целью преподавания литературы я считаю воспитание культурной, интеллигентной, нравственной личности, уважающей гуманистические идеалы. Достижение этой цели связано с решением коммуникативных, духовно-нравственных и других задач в их неразрывном единстве. Во всем многообразии учебных воспитательных задач, по моему мнению, являются главными следующие:
Е. Н. Ильин отмечает доступность методов и приемов, которые помогают воспитывать думающего читателя, человека. Опираясь на этот опыт, я выстраиваю уроки как общение. Это особая форма взаимной работы учителя и учащихся, которая позволяет ученикам обмениваться мыслями. Выстраивая урок-общение, использую формулу личностно-ориентированного подхода : любить + понимать + сострадать + принимать + помогать! Поэтому на уроке происходит взаимное обогащение учащихся, коммуникативный обмен способами действий, рефлексия, устанавливающая отношения участника к собственному действию (Слайд «Е.И. Ильин «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека».) Обращаясь к концепции Ильина, урок по теме «Любовная лирика М .Цветаевой» выстраиваю в форме общения, используя метод создания проблемной ситуации: привести учеников на остров любви, открытый М. Цветаевой, и раскрыть особенности лирического героя. Опираясь на метод проблемного изложения, изучаю сведения о любовной лирике Цветаевой, связываю с названием первого на русском языке романа о любви «Езда в остров любви», подчеркиваю новизну, важность, красоту темы любви в цветаевской лирике и , тем самым, настраиваю на загадочность образа лирического героя, вызывая желание прочитать стихотворение «Кто создан из камня…» Создавая проблемную ситуацию, учитываю, что Ильин считал особенно важным обращение к художественной детали в изучаемом произведении, которая должна увлечь учеников, вызвать желание прочитать произведение полностью, вернуться к нему вновь. Так изучая пьесу А.Н. Островского «Гроза», пользуюсь схемой, нацеливая внимание учащихся на художественную деталь (Слайд «Значение ключа»). Спрашиваю учеников о значении ключа. Маленький кусочек металла открыл жестокость и порочность Варвары, и , в то же время, ключ раскрыл глубину переживаний главной героини. Учащиеся еще раз обращаются к тексту, выявляют мотивацию поступков Катерины и Варвары. Итак, срабатывает схема: Деталь – вопрос – проблема. В восприятии учеников ключ от калитки становится ключом к пониманию сущности конфликта пьесы. Поиск ответа на поставленную проблему организовался в форме коллективного процесса, раскрепощенного обсуждения, дискуссии.
Придумывая домашнее задание, пользуюсь исследовательским методом: учащиеся самостоятельно готовят доклады, лекции, рефераты, обзоры, исследование по составлению энциклопедии одного слова, сочинения. Все творческие работы учеников мне очень дороги, поскольку это и есть результат возникновения новых ЗУН, накопление способов умственной деятельности; это ростки творческой индивидуальности, личности ребенка.
Учитель, по Ильину, художник своего урока: сценарист, режиссер, исполнитель, взыскательный критик, литературовед…Мне тоже нравится «играть» роль какого-нибудь литературного персонажа. Так при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» я становлюсь няней Татьяны Лариной и не спеша беседую с ней о «преданьях старины глубокой..» А вот я уже и старушка Шапокляк, которая пытается внушить ребятам, что: (Слайд «Шапокляк») - Кто людям помогает, Тот время тратит зря: Хорошими делами Прославиться нельзя! Искусство перевоплощения свойственно и школьникам, когда перед изучением произведения, например, поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», литературную гостиную посетит одна из жен декабристов, с ролью которой прекрасно справляется ученица, наряд которой соответствует эпохе, социальной принадлежности; предметы, окружающие ее – тоже века 19. Урок литературы - это сотворчество двух моралистов – учителя и писателя. Оба, меняясь ролями, по-своему морализируют. То учитель возвышается до образного мышления писателя, то писатель вдруг становится школьным учителем. Так почему бы не прогуляться вместе с К. Паустовским по Мещерскому краю и не полюбоваться природой, не послушать пения птиц вместе М. Пришвиным, чтобы стать ближе к природе, не поучиться мужеству, целеустремленности у Н. Островского, к сожалению, забытого сейчас школьной программой, не перенять у М.Ю. Лермонтова благодарную любовь к Родине… Итак, урок литературы – это: (Слайд) - человекоформирующий процесс; урок –общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; - это спектакль с несколькими явлениями, сотворчество писателя и учителя; - не аргументы и факты, а открытия ; - совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Главное в уроке литературы: (Слайд) - книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить его с самим собой; - умножать, а не только уважать человека в человеке; - помочь себе и другим очеловечиться . Помните: урок – это помощь! Кому-то скорая, кому-то неотложная, а кто-то пока и подождет… И, наконец, формула успеха, выраженная пятью глаголами: (Слайд) Любить Понимать Сострадать Принимать Помогать! | |
| |
Просмотров: 3952 | |
Всего комментариев: 0 | |