"Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"

Преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

 

       Умножать, а не только

уважать человека в человеке.

Е.Н. Ильин.

 

       Эпиграфом к моему сообщению стали слова выдающегося учителя

г. Санкт-Петербурга Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. (Слайд «Фотография Е.Н. Ильина»)

            «Никогда еще миссия учителя не была столь значимой. Душа ребенка поистине становится полем битвы добра и зла. Вдумаемся в слово «образование». По значению корня – это сотворение образа, то есть личности. Она, и только она способна противостоять любым катаклизмам, не пренебречь собою, а значит, и не стать игрушкой в руках тех сил, что лежат вне её.»

      Воспитанию такой личности и способствует система Е.Н. Ильина. Воспитать такого Человека стараюсь и я на уроках литературы.

Поэтому целью преподавания литературы я считаю воспитание культурной, интеллигентной, нравственной личности, уважающей гуманистические идеалы. Достижение этой цели связано с решением коммуникативных, духовно-нравственных и других задач в их неразрывном единстве. Во всем многообразии учебных воспитательных задач, по моему мнению, являются главными следующие:

  1. Воспитывать духовно-нравственные ценности учащихся, постигать законы существования и развития гуманистического общества.
  2. Совершенствовать коммуникативную компетентность языковой личности на любом из этапов ее жизни.
  3. Способствовать развитию мотивации к изучению литературы, реализации творческого потенциала учащихся.

 

  Е. Н. Ильин отмечает доступность методов и приемов, которые помогают воспитывать думающего читателя, человека. Опираясь на этот опыт, я выстраиваю уроки как общение. Это особая форма взаимной работы учителя и учащихся, которая позволяет ученикам обмениваться мыслями. Выстраивая урок-общение, использую формулу личностно-ориентированного подхода :

любить + понимать + сострадать + принимать + помогать! Поэтому на уроке происходит взаимное обогащение учащихся, коммуникативный обмен способами действий, рефлексия, устанавливающая отношения участника к собственному действию (Слайд «Е.И. Ильин «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека».)

        Обращаясь к концепции Ильина, урок по теме «Любовная лирика

М .Цветаевой» выстраиваю в форме общения, используя метод создания проблемной ситуации: привести учеников на остров любви, открытый М. Цветаевой, и раскрыть особенности лирического героя. Опираясь на метод проблемного изложения, изучаю сведения о любовной лирике Цветаевой, связываю с названием первого  на русском языке романа о любви «Езда в остров любви», подчеркиваю новизну, важность, красоту темы любви в цветаевской лирике и , тем самым, настраиваю на загадочность образа лирического героя, вызывая желание прочитать стихотворение «Кто создан из камня…»

             Создавая проблемную ситуацию, учитываю, что Ильин считал особенно важным обращение к художественной детали в изучаемом произведении, которая должна увлечь учеников, вызвать желание прочитать произведение полностью, вернуться к нему вновь. Так изучая пьесу А.Н. Островского «Гроза», пользуюсь схемой, нацеливая внимание учащихся на художественную деталь (Слайд «Значение ключа»). Спрашиваю учеников о значении ключа. Маленький кусочек металла открыл жестокость и порочность Варвары,

 и , в то же время, ключ раскрыл глубину переживаний главной героини. Учащиеся еще раз обращаются к тексту, выявляют мотивацию поступков Катерины и Варвары. Итак, срабатывает схема:

Деталь – вопрос – проблема.  В восприятии учеников ключ от калитки становится ключом к пониманию сущности конфликта пьесы. Поиск ответа на поставленную проблему организовался в форме коллективного процесса, раскрепощенного обсуждения, дискуссии.

      

Придумывая домашнее задание, пользуюсь исследовательским методом: учащиеся самостоятельно готовят доклады, лекции, рефераты, обзоры, исследование по составлению энциклопедии одного слова, сочинения. Все творческие работы учеников мне очень дороги, поскольку это и есть результат возникновения новых ЗУН, накопление способов умственной деятельности; это ростки творческой индивидуальности, личности ребенка.

     

 

     

       

    Учитель, по Ильину, художник своего урока: сценарист, режиссер, исполнитель, взыскательный критик, литературовед…Мне тоже нравится «играть» роль какого-нибудь литературного персонажа. Так при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» я становлюсь няней Татьяны Лариной и не спеша беседую с ней о «преданьях старины глубокой..» А вот я уже и старушка Шапокляк, которая пытается внушить ребятам, что: (Слайд «Шапокляк»)

-          Кто людям помогает,

Тот время тратит зря:

Хорошими делами

Прославиться нельзя!

 

     Искусство перевоплощения свойственно и школьникам, когда перед изучением произведения, например, поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», литературную гостиную посетит одна из жен декабристов, с ролью которой прекрасно справляется ученица, наряд которой соответствует эпохе, социальной принадлежности; предметы, окружающие ее – тоже века 19.

 

     Урок литературы  - это сотворчество двух моралистов – учителя и писателя. Оба, меняясь ролями, по-своему морализируют. То учитель возвышается до образного мышления писателя, то писатель вдруг становится школьным учителем. Так почему бы не прогуляться вместе с К. Паустовским по Мещерскому краю и не полюбоваться природой, не послушать пения птиц вместе М. Пришвиным, чтобы стать ближе к природе, не поучиться мужеству, целеустремленности у Н. Островского, к сожалению, забытого сейчас школьной программой, не перенять у М.Ю. Лермонтова благодарную любовь к Родине…

 

               Итак, урок литературы – это: (Слайд)

-          человекоформирующий процесс; урок –общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

-          это спектакль с несколькими явлениями, сотворчество писателя и учителя;

-          не аргументы и факты, а открытия ;

-          совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

 

Главное в уроке литературы: (Слайд)

-          книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить его с самим собой;

-          умножать, а не только уважать человека в человеке;

-          помочь себе и другим очеловечиться .

 

Помните: урок – это помощь! Кому-то скорая, кому-то неотложная, а кто-то пока и подождет…

 

И, наконец, формула успеха, выраженная пятью глаголами: (Слайд)

 

Любить

Понимать

Сострадать

Принимать

Помогать!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Умножать, а не только

уважать человека в человеке.

Е.Н. Ильин.

 

       Эпиграфом к моему сообщению стали слова выдающегося учителя

г. Санкт-Петербурга Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. (Слайд «Фотография Е.Н. Ильина»)

            «Никогда еще миссия учителя не была столь значимой. Душа ребенка поистине становится полем битвы добра и зла. Вдумаемся в слово «образование». По значению корня – это сотворение образа, то есть личности. Она, и только она способна противостоять любым катаклизмам, не пренебречь собою, а значит, и не стать игрушкой в руках тех сил, что лежат вне её.»

      Воспитанию такой личности и способствует система Е.Н. Ильина. Воспитать такого Человека стараюсь и я на уроках литературы.

Поэтому целью преподавания литературы я считаю воспитание культурной, интеллигентной, нравственной личности, уважающей гуманистические идеалы. Достижение этой цели связано с решением коммуникативных, духовно-нравственных и других задач в их неразрывном единстве. Во всем многообразии учебных воспитательных задач, по моему мнению, являются главными следующие:

  1. Воспитывать духовно-нравственные ценности учащихся, постигать законы существования и развития гуманистического общества.
  2. Совершенствовать коммуникативную компетентность языковой личности на любом из этапов ее жизни.
  3. Способствовать развитию мотивации к изучению литературы, реализации творческого потенциала учащихся.

 

  Е. Н. Ильин отмечает доступность методов и приемов, которые помогают воспитывать думающего читателя, человека. Опираясь на этот опыт, я выстраиваю уроки как общение. Это особая форма взаимной работы учителя и учащихся, которая позволяет ученикам обмениваться мыслями. Выстраивая урок-общение, использую формулу личностно-ориентированного подхода :

любить + понимать + сострадать + принимать + помогать! Поэтому на уроке происходит взаимное обогащение учащихся, коммуникативный обмен способами действий, рефлексия, устанавливающая отношения участника к собственному действию (Слайд «Е.И. Ильин «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека».)

        Обращаясь к концепции Ильина, урок по теме «Любовная лирика

М .Цветаевой» выстраиваю в форме общения, используя метод создания проблемной ситуации: привести учеников на остров любви, открытый М. Цветаевой, и раскрыть особенности лирического героя. Опираясь на метод проблемного изложения, изучаю сведения о любовной лирике Цветаевой, связываю с названием первого  на русском языке романа о любви «Езда в остров любви», подчеркиваю новизну, важность, красоту темы любви в цветаевской лирике и , тем самым, настраиваю на загадочность образа лирического героя, вызывая желание прочитать стихотворение «Кто создан из камня…»

             Создавая проблемную ситуацию, учитываю, что Ильин считал особенно важным обращение к художественной детали в изучаемом произведении, которая должна увлечь учеников, вызвать желание прочитать произведение полностью, вернуться к нему вновь. Так изучая пьесу А.Н. Островского «Гроза», пользуюсь схемой, нацеливая внимание учащихся на художественную деталь (Слайд «Значение ключа»). Спрашиваю учеников о значении ключа. Маленький кусочек металла открыл жестокость и порочность Варвары,

 и , в то же время, ключ раскрыл глубину переживаний главной героини. Учащиеся еще раз обращаются к тексту, выявляют мотивацию поступков Катерины и Варвары. Итак, срабатывает схема:

Деталь – вопрос – проблема.  В восприятии учеников ключ от калитки становится ключом к пониманию сущности конфликта пьесы. Поиск ответа на поставленную проблему организовался в форме коллективного процесса, раскрепощенного обсуждения, дискуссии.

      

Придумывая домашнее задание, пользуюсь исследовательским методом: учащиеся самостоятельно готовят доклады, лекции, рефераты, обзоры, исследование по составлению энциклопедии одного слова, сочинения. Все творческие работы учеников мне очень дороги, поскольку это и есть результат возникновения новых ЗУН, накопление способов умственной деятельности; это ростки творческой индивидуальности, личности ребенка.

     

 

     

       

    Учитель, по Ильину, художник своего урока: сценарист, режиссер, исполнитель, взыскательный критик, литературовед…Мне тоже нравится «играть» роль какого-нибудь литературного персонажа. Так при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» я становлюсь няней Татьяны Лариной и не спеша беседую с ней о «преданьях старины глубокой..» А вот я уже и старушка Шапокляк, которая пытается внушить ребятам, что: (Слайд «Шапокляк»)

-          Кто людям помогает,

Тот время тратит зря:

Хорошими делами

Прославиться нельзя!

 

     Искусство перевоплощения свойственно и школьникам, когда перед изучением произведения, например, поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», литературную гостиную посетит одна из жен декабристов, с ролью которой прекрасно справляется ученица, наряд которой соответствует эпохе, социальной принадлежности; предметы, окружающие ее – тоже века 19.

 

     Урок литературы  - это сотворчество двух моралистов – учителя и писателя. Оба, меняясь ролями, по-своему морализируют. То учитель возвышается до образного мышления писателя, то писатель вдруг становится школьным учителем. Так почему бы не прогуляться вместе с К. Паустовским по Мещерскому краю и не полюбоваться природой, не послушать пения птиц вместе М. Пришвиным, чтобы стать ближе к природе, не поучиться мужеству, целеустремленности у Н. Островского, к сожалению, забытого сейчас школьной программой, не перенять у М.Ю. Лермонтова благодарную любовь к Родине…

 

               Итак, урок литературы – это: (Слайд)

-          человекоформирующий процесс; урок –общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

-          это спектакль с несколькими явлениями, сотворчество писателя и учителя;

-          не аргументы и факты, а открытия ;

-          совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

 

Главное в уроке литературы: (Слайд)

-          книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить его с самим собой;

-          умножать, а не только уважать человека в человеке;

-          помочь себе и другим очеловечиться .

 

Помните: урок – это помощь! Кому-то скорая, кому-то неотложная, а кто-то пока и подождет…

 

И, наконец, формула успеха, выраженная пятью глаголами: (Слайд)

 

Любить

Понимать

Сострадать

Принимать

Помогать!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

 

       Умножать, а не только

уважать человека в человеке.

Е.Н. Ильин.

 

       Эпиграфом к моему сообщению стали слова выдающегося учителя

г. Санкт-Петербурга Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. (Слайд «Фотография Е.Н. Ильина»)

            «Никогда еще миссия учителя не была столь значимой. Душа ребенка поистине становится полем битвы добра и зла. Вдумаемся в слово «образование». По значению корня – это сотворение образа, то есть личности. Она, и только она способна противостоять любым катаклизмам, не пренебречь собою, а значит, и не стать игрушкой в руках тех сил, что лежат вне её.»

      Воспитанию такой личности и способствует система Е.Н. Ильина. Воспитать такого Человека стараюсь и я на уроках литературы.

Поэтому целью преподавания литературы я считаю воспитание культурной, интеллигентной, нравственной личности, уважающей гуманистические идеалы. Достижение этой цели связано с решением коммуникативных, духовно-нравственных и других задач в их неразрывном единстве. Во всем многообразии учебных воспитательных задач, по моему мнению, являются главными следующие:

  1. Воспитывать духовно-нравственные ценности учащихся, постигать законы существования и развития гуманистического общества.
  2. Совершенствовать коммуникативную компетентность языковой личности на любом из этапов ее жизни.
  3. Способствовать развитию мотивации к изучению литературы, реализации творческого потенциала учащихся.

 

  Е. Н. Ильин отмечает доступность методов и приемов, которые помогают воспитывать думающего читателя, человека. Опираясь на этот опыт, я выстраиваю уроки как общение. Это особая форма взаимной работы учителя и учащихся, которая позволяет ученикам обмениваться мыслями. Выстраивая урок-общение, использую формулу личностно-ориентированного подхода :

любить + понимать + сострадать + принимать + помогать! Поэтому на уроке происходит взаимное обогащение учащихся, коммуникативный обмен способами действий, рефлексия, устанавливающая отношения участника к собственному действию (Слайд «Е.И. Ильин «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека».)

        Обращаясь к концепции Ильина, урок по теме «Любовная лирика

М .Цветаевой» выстраиваю в форме общения, используя метод создания проблемной ситуации: привести учеников на остров любви, открытый М. Цветаевой, и раскрыть особенности лирического героя. Опираясь на метод проблемного изложения, изучаю сведения о любовной лирике Цветаевой, связываю с названием первого  на русском языке романа о любви «Езда в остров любви», подчеркиваю новизну, важность, красоту темы любви в цветаевской лирике и , тем самым, настраиваю на загадочность образа лирического героя, вызывая желание прочитать стихотворение «Кто создан из камня…»

             Создавая проблемную ситуацию, учитываю, что Ильин считал особенно важным обращение к художественной детали в изучаемом произведении, которая должна увлечь учеников, вызвать желание прочитать произведение полностью, вернуться к нему вновь. Так изучая пьесу А.Н. Островского «Гроза», пользуюсь схемой, нацеливая внимание учащихся на художественную деталь (Слайд «Значение ключа»). Спрашиваю учеников о значении ключа. Маленький кусочек металла открыл жестокость и порочность Варвары,

 и , в то же время, ключ раскрыл глубину переживаний главной героини. Учащиеся еще раз обращаются к тексту, выявляют мотивацию поступков Катерины и Варвары. Итак, срабатывает схема:

Деталь – вопрос – проблема.  В восприятии учеников ключ от калитки становится ключом к пониманию сущности конфликта пьесы. Поиск ответа на поставленную проблему организовался в форме коллективного процесса, раскрепощенного обсуждения, дискуссии.

      

Придумывая домашнее задание, пользуюсь исследовательским методом: учащиеся самостоятельно готовят доклады, лекции, рефераты, обзоры, исследование по составлению энциклопедии одного слова, сочинения. Все творческие работы учеников мне очень дороги, поскольку это и есть результат возникновения новых ЗУН, накопление способов умственной деятельности; это ростки творческой индивидуальности, личности ребенка.

     

 

     

       

    Учитель, по Ильину, художник своего урока: сценарист, режиссер, исполнитель, взыскательный критик, литературовед…Мне тоже нравится «играть» роль какого-нибудь литературного персонажа. Так при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» я становлюсь няней Татьяны Лариной и не спеша беседую с ней о «преданьях старины глубокой..» А вот я уже и старушка Шапокляк, которая пытается внушить ребятам, что: (Слайд «Шапокляк»)

-          Кто людям помогает,

Тот время тратит зря:

Хорошими делами

Прославиться нельзя!

 

     Искусство перевоплощения свойственно и школьникам, когда перед изучением произведения, например, поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», литературную гостиную посетит одна из жен декабристов, с ролью которой прекрасно справляется ученица, наряд которой соответствует эпохе, социальной принадлежности; предметы, окружающие ее – тоже века 19.

 

     Урок литературы  - это сотворчество двух моралистов – учителя и писателя. Оба, меняясь ролями, по-своему морализируют. То учитель возвышается до образного мышления писателя, то писатель вдруг становится школьным учителем. Так почему бы не прогуляться вместе с К. Паустовским по Мещерскому краю и не полюбоваться природой, не послушать пения птиц вместе М. Пришвиным, чтобы стать ближе к природе, не поучиться мужеству, целеустремленности у Н. Островского, к сожалению, забытого сейчас школьной программой, не перенять у М.Ю. Лермонтова благодарную любовь к Родине…

 

               Итак, урок литературы – это: (Слайд)

-          человекоформирующий процесс; урок –общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

-          это спектакль с несколькими явлениями, сотворчество писателя и учителя;

-          не аргументы и факты, а открытия ;

-          совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

 

Главное в уроке литературы: (Слайд)

-          книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить его с самим собой;

-          умножать, а не только уважать человека в человеке;

-          помочь себе и другим очеловечиться .

 

Помните: урок – это помощь! Кому-то скорая, кому-то неотложная, а кто-то пока и подождет…

 

И, наконец, формула успеха, выраженная пятью глаголами: (Слайд)

 

Любить

Понимать

Сострадать

Принимать

Помогать!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (10.03.2013)
Просмотров: 3858 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]