"Особенности обучения английскому языку в начальной школе"

Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Т.Д. Меркель

В 1996 году, приняв участие в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, МОУ ОСОШ № 2 Омутинского района приступила к преподаванию иностранного языка в начальной школе (немецкого и английского).

Теперь уже никто не сомневается, что иностранные языки необходимо изучать в младших классах. Социально-экономические  и культурные преобразования, произошедшие в России, существенно повлияли на расширение функций иностранного языка как учебного предмета. Из предмета второстепенного он превратился в одну из наиболее востребованных дисциплин. России, расширяющей связи с зарубежными странами, требуются специалисты, владеющие иностранным языком как средством общения. Основная цель, к которой стремится современная школа, - это развитие способности думать. Иностранный язык  вносит свой неоценимый вклад в решение этой проблемы. Через коммуникативную (практическую) цель достигаются воспитательная, образовательная и развивающая цели, а это и есть всестороннее развитие личности. Таким образом, иностранному языку отводится важная роль в решении основной задачи школы, заключающейся в развитии и формировании личности школьников.

          Исходя из этих целей, во всех школах района преподавание иностранного языка началось со второго класса. Из предложенных учебно-методических комплектов отобрали, по совету В.Мжачех,  «Enjoy English» под редакцией М.З.Биболетовой.

Трудности возникли при работе в третьих и четвёртых классах, так как учебники рассчитаны на 2 часа в неделю, а отводилось только по 1 часу.

Осуществляя преемственность в обучении, в этом учебном году занятия продолжили по учебнику М. З .Биболетовой (только в пятом классе), 6-11 классы ещё занимаются по УМК автора В. П. Кузовлева.

            Из-за загруженности учителей в среднем и старшем звене уроки в начальных классах в сельской школе обычно ведут молодые учителя, изучавшие иностранный язык в  ВУЗе факультативно, параллельно со своим основным предметом (русский язык, начальные классы). У детей ежегодно меняются учителя. Пришедшие пятиклассники иногда вновь переучиваются. Они знают много стихов и песенок, совершенно не заботясь о правильном произношении звуков. И практически невозможно переучить учеников: имея хорошие оценки за знание языка, они так и не могут добиться правильного произношения.

          В этом учебном году я преподаю в двух пятых классах. В одном из них, более слабом,  я работала, когда дети учились  в 4 классе. Мы легче  и быстрее  приходим к  взаимопониманию. Поэтому я – за преемственность.

            Мои коллеги с большим желанием идут работать в средние и старшие классы.

Для учителя, идущего в начальную школу, очень важно, чтобы в его душе жил ребёнок, важно, какими приёмами работы с младшими школьниками он владеет, знает ли возрастные особенности детей начального звена, так как они значительно отличаются от детей среднего, тем более старшего звена, где в основном и работают учителя-специалисты. Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Ведь  все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». А мы иногда, стараясь освоить больше  лексического и грамматического материала, забываем, что малыш не может просидеть без движения 45 минут. Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых  я использую элементы здоровьесберегающих технологий. В урок включаются зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-4 минуты. На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного рода движений, песен, танцев. Формой релаксации являются:

 - игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость (игра-пантомима, ситуация);

 - новизна и нетрадиционность учебного материала: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное»;

- шутливые истории на уроке. Материал для проведения зарядки можно найти в методическом пособии любого автора, в журналах «Иностранные языки в школе».

           Преподаватели мечтают иметь свой кабинет иностранного языка для начальных классов, где будет комплект мебели, посуды, фрукты, овощи, куклы, зоопарк. Учитель, работающий творчески, постоянно придумывает  какой-либо сценарий. Фонетику помогает освоить Мистер Язык, правила чтения – Мистер Рул. Постоянно приходит в гости Буратино (… у меня нет мамы, нет сестры, нет брата).  Можно поставить цель расколдовать принцессу и по пути к замку колдуна, где он её прячет, выполнить много разных добрых дел. Можно поискать цветик-семицветик за семью морями и тоже совершить много подвигов. А можно помочь Золушке быстро убрать посуду, разложить одежду, полить овощи, чтобы она успела на бал. Одни и те же игры используются во многих сценариях, но это детям нравится, им не надоедает повторять игры, и таким образом лексика хорошо усваивается. Учителю, идущему  преподавать иностранный язык в начальные классы, необходимо подготовиться заранее. Кроме мела и учебника должно быть много дополнительного материала. Сейчас многое можно приобрести, не обязательно всё делать самому. В любой школе есть компьютеры, имеются диски  для уроков в младших классах.

Систематически используя современные   компьютерные технологии,  заметила, что младшим школьникам интереснее подержать картинку, игрушку в своих руках, чем смотреть на экран. Мною найден необычный способ поддержания интереса к изучению иностранного языка - кружок «Мягкая вязаная игрушка». Дети среднего возраста любят вязать зверей-малышей, героев мультфильмов, сказочных персонажей. Эти же игрушки я использую и на уроках английского языка при характеристике какого-либо героя: храбрый, забавный, сильный…  Композицию «Теремок» дети используют, отрабатывая диалогическую речь. Монологическое высказывание возможно при инсценировании сказки «Колобок».

В. И. Негневицкая рекомендует всей группе сидеть за одним большим столом, чтобы дети могли передать игрушку друг другу, для них это очень важно, так они лучше усваивают новые слова.

     Необходимо в любых ситуациях быть терпеливым, сохранять спокойный тон, не повышать голос, ни в коем случае не оскорблять ребёнка и чаще улыбаться на уроке. Юмор должен быть постоянным спутником и помощником учителя. Надо дать возможность ребёнку сохранить свежесть чувств, способность удивляться, радоваться и смеяться.  И тогда у малышей,  пришедших в средние классы, в глазах будет интерес и любопытство.

 Они с удовольствием продолжат путешествие по англоговорящим странам в старших классах.

Список использованной литературы

1. Н.А. Горлова. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия. Иностранные языки в школе. – 2000. -№ 5.

2. Г.Г.Шляхтова. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

Иностранные  языки в школе. - 2007. -№ 2.

3. И.В.Герасименко. Физкультпаузы в коррекционных классах. Иностранные языки в школе.- 2007.-№ 1.

4. А.В. Баранников. Об обучении иностранным языкам в 3 классе общеобразовательных учреждений России. Иностранные языки в школе. -2003. - № 4.

5. Г.Р. Мухамедьярова. Урок английского языка в 1 классе. Иностранные языки в школе. -2000. –№ 3.

6. А.В.Илюшкина. Изучаем английский легко и весело. Издательский Дом «Литера». 2008 .

7. А.Н. Азовкина. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения. Иностранные языки в школе. – 2003. - № 2.

9. З.Б.Решетникова. Как я поддерживаю интерес школьников к английскому языку.

Иностранные языки в школе. – 2003. - № 2.

 

Меркель Тамара Дмитриевна

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение Омутинская средняя общеобразовательная  школа № 2 Омутинского района Тюменской области

Учитель английского языка высшей категории

Телефон: домашний (834544) 3-35-25

Телефон: рабочий (834544) 3-37-81

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (10.03.2013)
Просмотров: 1533 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]