"Игровые технологии в начальной школе"

Тема: «Игровые технологии в начальной школе»

 

Любая школа начинается с начальной.

 

Вся история отдельного человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу.

А.С.Макаренко.

 

Начальная школа отражает все современные веяния в педагогике. Известно, что учебный процесс не просто совокупность предметов, а единство функций обучения, развития и воспитания в процессе изучения каждой дисциплины. Преподаватели конечно задают вопрос: «Как учить занимательнее и эффективнее? Как превратить учебу из изнурительного труда в приятный и радостный праздник?» Создать этот праздник и подарить его учащимся можно, используя в учебно-воспитательном процессе игры. Игра, имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. В игре происходит усвоение знаний, мобилизация умственных способностей его воображения, памяти, внимания. Цель игровых технологий: предъявление учебной информации в игровой форме. Игровую деятельность можно использовать на любых уроках. Игрой можно увлечь.

Дети всегда запоминают лучше то , что интересно, поэтому собираю игровой материал , систематизирую и проверяю , как воспринимают его учащиеся , ввожу в урок игровые ситуации и дидактические игры.

Игры в школе – это не игры - развлечения , вводимые лишь для занимательности и разнообразия задания. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока ,  давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.

Отличительными чертами детей младшего школьного возраста являются: образность их мышления и эмоциональность. На уроках  литературного чтения большая роль отводится пробуждению чувств детей, развитию их эмоциональной сферы, мышления, привитию интереса к литературе через игру. Задача учителя сделать чтение постоянным удовольствием для детей. Игры, упражнения и задания игрового характера, подобраны с учетом возраста и развития детей, вызывают, как правило живой интерес у учащихся. На уроках дети инсценируют произведения, уроки проводятся в виде игры, конкурса, где дети проявляют свою фантазию. На обобщающем уроке по теме «Страна фантазия» детям дается задание: Вы – жители другой планеты – встретились с космическим кораблём землян: Объясните, с какой планеты вы прилетели. Научите землян своей любимой песне. Покажите, кто населяет вашу планету. Покажите, как празднуют дни рождения на вашей планете. Фантазия детей безгранична. Изучение новых разделов начинается с небольших конкурсов, викторин. А также обобщающие уроки проводятся в необычной форме. Примером тому является урок–викторина «Что за прелесть эти сказки». Дети совершили сказочное путешествие. Действительно: сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок! Дети легко оторвались от реального окружения и с большим желанием перешли в мир игр, фантазий, сказок.

Использование познавательного игрового материала способствует повышению общего развития школьников, качества их знаний, умений и навыков. Познавательно – игровой материал по русскому языку позволяет без особого напряжения, и в то же время с интересом для детей, повторять учебный материал, закреплять новый.  Игры, игровые упражнения и задания обогащают активный словарь учащихся, развивает их кругозор, устную и письменную речь.

Познавательно – игровой материал используется при изучении всех разделов по русскому языку. Это игры «Отвечай быстро», « Найди родственные слова», «Кто больше», «Руку поднимай», и др. Языколомки, хитрые вопросы, загадки, грамматические карточки, пословицы, шарады, кроссворды, вопросы-шутки, логарифмы, загадки, конечно, метаграммы, сказки. При изучении темы «Корень» дети знакомятся со сказкой «Корень». Жил – был много тысяч лет назад корень Лёт. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большее красивое дерево». Посадили люди корень Лёт, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий.… Много ростков появилось от корня Лёт. Все они на корень похожие, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло. Посмотрели люди, сравнили все слова (вылет, полет, недолет, перелет, отлет, лететь, летать, летчик, самолет) и увидели, что у всех у них одна общая часть Лёт. И решили тогда люди общую часть родственных слов называть корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова. Очень любят дети уроки занимательной грамматики. Например: урок КВН «Весёлая грамматика». Занимательные задания по русскому языку выполняют ребята в игре «Не подведи свою команду» Уроки занимательной грамматики развивают любознательность и сообразительность, пробуждают интерес к знаниям и любовь к русскому языку.

Чтобы ребёнок на уроке природоведения испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия проводятся нестандартные уроки. На уроках разгадываются кроссворды, загадываются загадки, проводятся конкурсы, викторины, игры. При изучении темы «Кожа, её функции» дети становятся «криминалистами». Игра «Криминалисты». К доске вызывается три ученика. На столе учителя заранее подготовленные 4-5 отпечатков пальцев учеников, стоящих у доски. Задача криминалистов самому взять отпечатки у трех ребят и, сопоставляя с имеющимися у учителя, определить, кому они принадлежат. Дети с удовольствием вживаются в роль. Очень любят дети отправляться в путешествие, чтобы узнать что-нибудь необыкновенное, новое. Совершают путешествие в сказочный мир природы.  

Познавательную активность, самостоятельность, творческий подход проявили ребята в игре «Вокруг света». Такие уроки вызывают в детях восторг, удивление, грусть, радость, заставляют прочувствовать природу, учат видеть красивое в окружающем мире.

Развитию воображения, смекалки, творческих способностей детей на уроках математики способствуют игровые моменты. Устный счет проходит в игровой форме. Игра «Собери кольцо». Эта игра напоминает игру «Круговые примеры». Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. Развитию внимания и наблюдательности способствуют игры «Умножение и сложение», «Шагай и считай». Дети шагают и считают парами, тройками и т.д., т.о. закрепляя таблицу умножения. В игровой форме решаются задачи, примеры, разгадываются головоломки, проводятся деловые экономические игры. А также необычные уроки. Н-р: « Математика в сказках» При повторении пройденного материала по теме «Скорость, время, расстояние» был проведен урок-сказка. Открывая странички волшебной книги, решая примеры и задачи, дети встретились с героями любимых сказок.

Н-р: решали задачу. Незнайка отправился на Луну. Скорость космического корабля 720 км/ч. Какое расстояние он преодолеет за 4 часа. Сколько км ему ещё останется лететь, если до Луны 384 000 км. Много занимательных заданий выполняют ученики на уроке-викторине «Занимательная математика». И ребята сделали вывод. Чтобы умным стать – математику нам надо знать.

  Игровое обучение способствует достижению высокого эффекта обучения.

 

 Дети должны жить в мире красоты, Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский    

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (10.03.2013)
Просмотров: 4800 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]