Сарана О.А., Учитель нач.классов МОУ ОСОШ №2 Формирование сознания здорового образа жизни у младших школьников. Здоровье – это наиболее естественное состояние в мире. Здоровым быть естественно, так как мы являемся частью природы. Природа старается изо всех сил поддерживать нас в хорошем состоянии, потому что она нуждается в нас для своих дел. Эльберт Хаббарт. Потребность быть здоровым – основная потребность человека. А что же означает понятие «здоровье»? Существует более трехсот определений этого понятия. Я придерживаюсь приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Все эти «виды» здоровья тесно связаны. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное, социальное. Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Отсюда ясно, что учитель озадачен проблемой здоровья маленьких граждан России. И как бы ни был труден разговор о здоровье наших детей , «прятать голову под крыло» не стоит, потому что здоровье детей во многом зависит от позиции педагога, от его профессиональных умений сохранить и укрепить здоровье тех, кого он по долгу службы и призванию обучает, отвечая перед семьей и обществом за их здоровье. Вот направления педагогической деятельности, которые влияют на здоровье школьников: - формирование сознания здорового образа жизни и соответствующего отношения к вредным привычкам; - стимулирование защитных свойств организма учащихся; - организация оптимальной двигательной активности как нормы поведения; - неукоснительное соблюдение правил личной гигиены; - создание здоровьесберегающей среды в классе; - критическое отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих; - активные меры, направленные на сохранение и укрепление собственного физического и психического здоровья. Именно в период младшего школьного возраста, когда ведущей деятельностью является учебная, наиболее целесообразная формировать элементарные гигиенические навыки, которые сопровождают напряженный учебный труд. Например, соблюдение режима дня, питания, отдыха, пребывания на воздухе; умение чередовать умственную и физическую нагрузку, соблюдать двигательную активность. Причем освоение этих навыков необходимо довести до нормы поведения, до привычки, которая остается на всю жизнь. Наша школа является дипломантом ( II степень) конкурса «Школа – территория здоровья» 2004 года. Мы имеем общешкольную программу «Здоровье», «Программу спортивно-оздоровительной работы по сохранению и развитию здоровья учащихся в лагере с дневным пребыванием «Страна детства», в целях реализации которых в начальных классах - функционирует проблемная группа «Сбережем здоровье», объединяющая педагогов, внедряющих здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс; - существует гибкая система уроков и перемен с физминутками, динамическими часами, оздоровительными паузами, прогулками на свежем воздухе; - проводится профилактика заболеваний через медицинский кабинет школы (приобретен и функционирует кислородный коктейлер) и школьную столовую, где ученики получают полноценное горячее питание; - осуществляется деятельность социально-психологической службы, взаимодействие с социумом (детская юношеская спортивная школа, государственная инспекция безопасности дорожного движения); - внедряются новые УМК, например, «Начальная школа 21 века» (из одиннадцати класс-комплектов - таких шесть). Данная технология построена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, направлена на развитие творческих способностей учащихся, а творчество пробуждает инициативу и самостоятельность, вырабатывает привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе и сохранению здоровья; - работают комплексы гимнастик для глаз, пальчиковые и дыхательные гимнастики, здоровьесберегающие тренинги и т.д. - проводятся тематические дни здоровья, классные часы, внеклассные мероприятия. Все выше сказанное говорит о том, что в школе сложилась система, направленная на укрепление здоровья детей. Весь педагогический коллектив заинтересован в том, чтобы ученик был развит не только духовно, но и физически, чтобы в стенах школы ребенок мог сохранить и укрепить здоровье. В последнее время особое внимание уделяется вопросам семейного воспитания и роли семьи в формировании личности ребенка. А влияние школьника, убежденного в необходимости здорового образа жизни, может порой изменить семейный уклад, сгладить напряжение, стрессы, тревоги, сопровождающие семейный быт. Отсюда, чем чаще семья и ребенок будут вместе, полезнее будет общение, крепче семейные узы. Именно в этом аспекте я вижу ценность одного из направлений воспитательной работы в моем классе – деятельности семейного клуба «Будем здоровы!» Наш клуб работает с 2006 года, когда мы стали второклассниками, в рамках «Положения о семейном клубе», разработанном инициативной группой класса. Членство в нем – добровольное (из 22 семей – в клуб объединены 17), режим работы с октября по апрель, заседания всегда в воскресный день (мы убеждены: провести вместе хотя бы 2 часа в выходной – это здорово!) Направления деятельности клуба: - формирование нравственно-этического отношения к поддержанию здорового образа жизни; - организация оптимальной двигательной активности как нормы поведения; - создание и осознанное участие родителей в поддержании здоровьесберегающей среды в классе. Цель: убедить родителей в практической, жизненной значимости доведения до нормы поведения, привычки навыков здорового образа жизни. Задачи: 1) «На свежем воздухе быть – со здоровьем дружить ». 2) «Чистота – залог здоровья». 3) Добиться понимания родителями и детьми: «Как хорошо, что мы друг у друга есть!» Решение поставленных задач мы реализуем через систему мероприятий: План работы на 2007 –2008 учебный год. 1) Домашняя школа интеллектуального развития: роль самооценки (лекция), октябрь. Цель: ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки ребенка; обратить их внимание на последствия низкой самооценки; рассказать о приемах, помогающих повысить самооценку ребенка. 2) Спортивное состязание «Папа, мама, я – спортивная семья!» - ноябрь. Цель: формировать навыки закаливания и активной физической культуры. 3) Идем на каток! – декабрь. Цель: профилактика вредных привычек – гиподинамии. 4) Рождественские гуляния – январь. Цель: объединить взрослых и детей, дать им почувствовать, что каждый человек неповторим и , в то же время, надо уметь терпеливо относиться друг к другу. 5) Познавательно-спортивная игра «Неслабое звено» - февраль. Цель: развивать смекалку, любознательность, умение действовать в команде. 6) Домашняя школа интеллектуального развития: значение воображения (практикум)- март. «Познаем самих себя; пусть при этом мы не постигнем истину, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное». Блез Паскаль. Цель: показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников и предложить конкретные задания и упражнения по развитию воображения. 7) Отчетный концерт «Под крышей дома моего» - апрель. Цель: развивать уверенность в себе, способности общения в присутствии большой аудитории. Предполагаемый результат: - сознательное участие родителей в поддержании здоровьесберегающей среды в классе; - доведение навыков здорового образа жизни учащихся до нормы поведения, привычки на всю жизнь; - взаимодействие «школа – социум – класс – семья» создает условия для нормальной жизни ребенка; - сотрудничество с семьей строится на доверительных отношениях. 5 сентября 2008 года педагог-психолог школы провела диагностику промежуточных результатов работы клуба с целью выяснить, наблюдается ли положительная динамика в развитии навыков здорового образа жизни и взаимопонимания в семье в сравнении с доклубным периодом. При анкетировании детей выяснилось, что - улучшились взаимоотношения с родителями – у 40%; - повысился интерес к физическим упражнениям – у17%; - стали регулярно делать утреннюю зарядку – 9%; - увеличили время прогулок, более четко стали соблюдать режим дня – 29%; Родители отметили, что - улучшились взаимоотношения с детьми – у 43%; - сократилось время на подготовку домашнего задания при хорошем результате – у5% детей; - сами взрослые стали смотреть спортивные телепередачи – 3%; - провели отпуск (лето 2008) вместе с детьми – 65% (лето 2007 – 58%, лето 2006 – 56%); - начали созваниваться, здороваться при встрече, интересоваться успехами учеников класса – 19%. Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по укреплению здоровья детей, стремление подарить им радость общения, хорошее настроение приводит к успешности и подтверждает актуальность слов Ж-Ж . Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Список использованной литературы: 1. Национальный проект образования Н.Ф. Дик «Начальная школа от А до Я». Практическое руководство для учителя. 2. В.В. Звягина «Здоровьесберегающие методики организации образовательного процесса» 3. М.К. Степанова «Охрана здоровья детей». 4. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе №4/ 2007 г. С.В. Кирдянкина «Подпрограмма «Здоровый ребенок». 5. Ж. «Начальное образование» №1/2006 г. В.П. Лебедева «Здоровье и экологическое сознание младших школьников: возможности взаимодействия в учебном процессе». | |
| |
Просмотров: 822 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |