"Формирование сознания здорового образа жизни у младших школьников"

Сарана О.А.,

Учитель нач.классов МОУ ОСОШ №2

 

Формирование сознания здорового образа жизни

у младших школьников.

 

Здоровье – это наиболее

естественное состояние в мире.

Здоровым быть естественно,

так как мы являемся частью

природы. Природа старается

изо всех сил поддерживать

нас в хорошем состоянии,

потому что она нуждается

в нас для своих дел.

 

Эльберт Хаббарт.

 

      Потребность быть здоровым – основная потребность человека. А что же означает понятие «здоровье»? Существует более трехсот определений этого понятия. Я придерживаюсь приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Все эти «виды» здоровья тесно связаны. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное, социальное.

 Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы.

       Отсюда ясно, что учитель озадачен проблемой здоровья маленьких граждан России. И как бы ни был труден разговор о здоровье наших детей ,  «прятать голову под крыло» не стоит, потому что здоровье детей во многом зависит от позиции педагога, от его профессиональных умений сохранить и укрепить здоровье тех, кого он по долгу службы и призванию обучает, отвечая перед семьей и обществом за их здоровье.

       Вот направления педагогической деятельности, которые влияют на здоровье школьников:

-          формирование сознания здорового образа жизни и соответствующего отношения к вредным привычкам;

-          стимулирование защитных свойств организма учащихся;

-          организация оптимальной двигательной активности как нормы поведения;

-          неукоснительное соблюдение правил личной гигиены;

-          создание здоровьесберегающей среды в классе;

-          критическое отношение к  людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих;

-          активные меры, направленные на сохранение и укрепление собственного физического и психического здоровья.

     Именно в период младшего школьного возраста, когда ведущей деятельностью является учебная, наиболее целесообразная формировать элементарные гигиенические навыки, которые сопровождают напряженный учебный труд. Например, соблюдение режима дня, питания, отдыха, пребывания на воздухе; умение чередовать умственную и физическую нагрузку, соблюдать двигательную активность. Причем освоение этих навыков необходимо довести до нормы поведения, до привычки, которая остается на всю жизнь.

       Наша школа является дипломантом ( II степень) конкурса «Школа – территория здоровья» 2004 года. Мы имеем общешкольную программу «Здоровье», «Программу спортивно-оздоровительной работы по сохранению и развитию здоровья учащихся в лагере с дневным пребыванием «Страна детства», в целях реализации которых в начальных классах

- функционирует проблемная группа «Сбережем здоровье», объединяющая педагогов,   внедряющих здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс;

-          существует гибкая система уроков и перемен с физминутками, динамическими часами, оздоровительными паузами, прогулками на свежем воздухе;

-          проводится профилактика заболеваний через медицинский кабинет школы (приобретен и функционирует кислородный коктейлер) и школьную столовую, где ученики получают полноценное горячее питание;

-          осуществляется деятельность социально-психологической службы, взаимодействие с социумом (детская юношеская спортивная школа, государственная инспекция безопасности дорожного движения);

-          внедряются новые УМК, например, «Начальная школа 21 века» (из одиннадцати класс-комплектов  - таких шесть). Данная технология построена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, направлена на развитие творческих способностей учащихся, а творчество пробуждает инициативу и самостоятельность, вырабатывает привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе и сохранению здоровья;

-          работают комплексы гимнастик для глаз, пальчиковые и дыхательные гимнастики, здоровьесберегающие тренинги и т.д.

-          проводятся тематические дни здоровья, классные часы, внеклассные мероприятия.

           Все выше сказанное говорит о том, что в школе сложилась система, направленная на укрепление здоровья детей. Весь педагогический коллектив заинтересован в том, чтобы ученик был развит не только духовно, но и физически, чтобы в стенах школы ребенок мог сохранить и укрепить здоровье.

        В последнее время особое внимание уделяется вопросам семейного воспитания и роли семьи в формировании личности ребенка. А влияние школьника, убежденного в необходимости здорового образа жизни, может порой изменить семейный уклад, сгладить напряжение, стрессы, тревоги, сопровождающие семейный быт.

Отсюда, чем чаще семья и ребенок будут вместе, полезнее будет общение, крепче семейные узы.

         Именно в этом аспекте я вижу ценность одного из направлений воспитательной работы в моем классе – деятельности семейного клуба «Будем здоровы!»

Наш клуб работает с 2006 года, когда мы стали второклассниками,  в рамках «Положения о семейном клубе», разработанном инициативной группой класса. Членство в нем – добровольное (из 22 семей – в клуб объединены 17), режим работы с октября по апрель, заседания всегда в воскресный день (мы убеждены: провести вместе хотя бы 2 часа в выходной – это здорово!)

Направления деятельности клуба:

-          формирование нравственно-этического отношения к поддержанию здорового образа жизни;

-          организация оптимальной двигательной активности как нормы поведения;

-          создание и осознанное участие родителей в поддержании здоровьесберегающей среды в классе.

Цель: убедить родителей в практической, жизненной значимости доведения до нормы поведения, привычки навыков здорового образа жизни.

Задачи: 1) «На свежем воздухе быть – со здоровьем дружить ».

              2) «Чистота – залог здоровья».

              3) Добиться понимания родителями и детьми: «Как хорошо, что мы друг у друга

                  есть!»

         Решение поставленных задач мы реализуем через систему мероприятий:

План работы на 2007 –2008 учебный год.

1)      Домашняя  школа интеллектуального развития: роль самооценки (лекция), октябрь.

Цель: ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки ребенка; обратить их внимание на последствия низкой самооценки; рассказать о приемах, помогающих повысить самооценку ребенка.

2)      Спортивное состязание «Папа, мама, я – спортивная семья!» - ноябрь.

Цель: формировать навыки закаливания и активной физической культуры.

 

3)      Идем на каток! – декабрь.

Цель: профилактика вредных привычек – гиподинамии.

4)      Рождественские гуляния – январь.

Цель: объединить взрослых и детей, дать им почувствовать, что каждый человек неповторим и , в то же время, надо уметь терпеливо относиться друг к другу.

5)      Познавательно-спортивная игра «Неслабое звено» - февраль.

Цель: развивать смекалку, любознательность, умение действовать в команде.

6)      Домашняя школа интеллектуального развития: значение воображения (практикум)- март.

«Познаем самих себя; пусть при этом мы не постигнем истину, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное». Блез Паскаль.

Цель: показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников и предложить конкретные задания и упражнения по развитию воображения.

7)      Отчетный концерт «Под крышей дома моего» - апрель.

Цель: развивать уверенность в себе, способности общения в присутствии большой аудитории.

      Предполагаемый результат:

-          сознательное участие родителей в поддержании здоровьесберегающей среды в классе;

-          доведение навыков здорового образа жизни учащихся до нормы поведения, привычки на всю жизнь;

-          взаимодействие «школа – социум – класс – семья» создает условия для нормальной жизни ребенка;

-          сотрудничество с семьей строится на доверительных отношениях.

5 сентября 2008 года педагог-психолог школы провела диагностику промежуточных результатов работы клуба с целью выяснить, наблюдается ли положительная динамика в развитии навыков здорового образа жизни и взаимопонимания в семье в сравнении с доклубным периодом.

При анкетировании детей выяснилось, что

-          улучшились взаимоотношения с родителями – у 40%;

-          повысился интерес к физическим упражнениям – у17%;

-          стали регулярно делать утреннюю зарядку – 9%;

-          увеличили время прогулок, более четко стали соблюдать режим дня – 29%;

Родители отметили, что

-          улучшились взаимоотношения с детьми – у 43%;

-          сократилось время на подготовку домашнего задания при хорошем результате – у5% детей;

-          сами взрослые стали смотреть спортивные телепередачи – 3%;

-          провели отпуск (лето 2008) вместе с детьми – 65% (лето 2007 – 58%, лето 2006 – 56%);

-          начали созваниваться, здороваться при встрече, интересоваться успехами учеников класса – 19%.

    Таким образом, систематическая,  целенаправленная работа по укреплению здоровья детей, стремление подарить им радость общения, хорошее настроение приводит к успешности и подтверждает актуальность слов Ж-Ж . Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Список использованной литературы:

1.      Национальный проект образования

Н.Ф. Дик «Начальная школа от А до Я».

Практическое руководство для учителя.

2.      В.В. Звягина «Здоровьесберегающие методики организации образовательного процесса»

3.      М.К. Степанова «Охрана здоровья детей».

4.      Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе №4/ 2007 г.

С.В. Кирдянкина «Подпрограмма «Здоровый ребенок».

5.      Ж.  «Начальное образование» №1/2006 г.

В.П. Лебедева «Здоровье и экологическое сознание младших школьников: возможности взаимодействия в учебном процессе».

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (10.03.2013)
Просмотров: 780 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]