"Азбука здоровья. Урок-территория здоровья"

Азбука здоровья. Урок – территория здоровья.

 

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

 

Любая школа начинается с начальной. Начальная школа, пожалуй, самая важная ступень в системе школьного образования. Маленький человек с большим букетом цветов идёт в школу. На его лице радостное, волнующее ожидание.

Возможно, ли надолго удержать у ребёнка чувство радостного ожидания перед школой? Как вызвать интерес у детей к учёбе, получить не только высокие результаты подготовки детей, но и повысить их интеллектуальное развитие, сохранив при этом ещё и здоровье детей.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка.

Задача учителя – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в  повседневной жизни.

Достигнуть целей, поставленных перед начальным образованием, возможно только в условиях развивающего обучения, продуктивно используя возможности современных учебно-методических комплектов для сохранения здоровья детей.

Современное обучение может быть только дифференцированным.

Современный урок в начальной школе должен быть развивающим, мыследеятельностным, культурным. Урок - часть жизни ребёнка.

Большое влияние на функциональное состояние организма детей, на их работоспособность  оказывает структура урока. Она должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными.

Как эффективно провести урок с позиций здоровьесбережения?

1.Заинтересуйте, мобилизуйте и без « раскачки» вовлеките уч-ся в активную учебную деятельность с первой минуты урока, при наличии мотивации деятельности учащихся на уроке, как внешней (оценка, похвала, соревновательный момент), так и внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу).

2.Добейтесь, чтобы интерес, внимание учащихся на уроке поддерживались от начала до конца. Это можно сделать через:

- создание проблемных ситуаций;

- постановку неожиданных, интересных вопросов;

- создание ситуации успеха;

- использование шутки, юмора, занимательного учебного материала,

активное включение в содержание урока игровых ситуаций;

К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый учебный материал в процессе игры, и рекомендовал делать занятия занимательными;

 - активное чередование индивидуальных, парных, групповых, коллективных форм работы;

Необходимо подчеркнуть роль групповой работы. Групповая работа является наиболее успешной формой организации процесса обучения. Уровень процесса усвоения материала заметно возрастает. Чем выше доля групповой работы, тем комфортнее чувствует себя ученик. Но  также замечено, чем авторитарнее учитель, тем меньше  он использует групповую работу на уроке.

Фронтальная работа является самым утомительным видом деятельности для детей младшего школьного возраста. Поэтому, необходимо свести её продолжительность на уроке до минимума.

Также нужно обратить внимание на следующие критерии рациональной организации урока:

1.     Количество видов учебной деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т.д. В норме 4-7 видов деятельности за урок, чередование которых должно проходить через 7-10 минут;

2.     Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (Норма не менее трёх);

3.     Темп окончания урока:

Не должен быть, « скомканным», когда нет времени на вопросы учащихся,  быстрое, без комментариев записывание домашнего задания. В то время как в идеале спокойное завершение урока, педагог комментирует заданное на дом задание.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки -  игры, дискуссии, консультации, творчества, конкурсы, фантазии, обобщения, концерты, уроки- передачи, экскурсии, уроки в форме заседания клуба, где главенствующая роль принадлежит ученику.

Для уч-ся нач. классов обязательным является проведение 1-2 физкультминуток за урок, которые должны занимать 2-3 минуты и включать упражнения на расслабление всех групп мышц, а также улучшать эмоциональное состояние каждого учащегося.

Наибольшая эффективность от физминуток  достигается тогда, когда они разнообразны по форме и содержанию. Одни и те же физминутки быстро надоедают детям. Особенно дети любят танцевальные физминутки. Не менее охотно подражают движениям зверей.

Лучше использовать игровые моменты, например: « Представь, что ты – тренер гимнастов и должен показать им эти упражнения.

Восстановить положительное эмоциональное состояние можно и другими приёмами. Например, учитель предлагает детям подумать о чём-то приятном, подразнить друг друга, «как клоуны», улыбнуться себе в зеркало, нарисовать свои беды и горести, а потом подальше спрятать изображённые неприятности, а ещё лучше сжечь их.

   Для профилактики заболеваний глаз необходимо проводить комплексы специальных упражнений для глаз по расположенным в классе ориентирам, по которым дети « бегают» глазами.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому, необходимо вводить упражнения, способствующие укреплению кисти рук, пальцев.

Также необходимы комплексы физминуток с элементами релаксации,

« минутки покоя»,  в сочетании с дыхательной гимнастикой, аутотренингом, массажем активных точек, ароматерапией.

С древних времён человека сопровождала музыка. В.М.Бехтерев рассматривал музыку как эффективное средство воздействия на настроение, психическое и физическое  состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект даёт мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И.Чайковского « Времена года».

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда  здоровый образ жизни педагога – это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят, и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (10.03.2013)
Просмотров: 1191 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]