Основные напрвления методической работы в школе.

Методическая работа- одно из основных направлений современной школы.

 

 Яковлева Елена Николаевна, заместитель директора по УВР

МАОУ Омутинская СОШ № 2

Тюменская область

 

«Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель».

 (К.Д. Ушинский)

 

        В Российской педагогической энциклопедии (1993г.) М.М.Поташник дает такое определение методической                работе: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации есть часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели ее - освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы. Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов».

           В ходе изучения педагогического коллектива и диагностики профессиональных качеств наших учителей были выявлены следующие особенности коллектива:

-хорошее знание предмета,

-творческое отношение к работе,

- стремление к новому в методике и психологии обучения.

  Но вместе с тем неудовлетворённость результатами обучения: с одной стороны, учителя озабочены тем, как дать обязательный минимум всем учащимся. С другой стороны, дать глубокие знания. Решение данной проблемы возможно при овладении учителями школы новыми, современными технологиями. Этому уделяется особенное внимание в нашей школе в течение нескольких лет именно через систему методической работы.

    Методическая работа в школе- это, прежде всего, хорошо отлаженная целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта с одной стороны и потребностей конкретного учебного заведения, с другой стороны.

   Педагог не имеет право останавливаться в своём развитии, постоянное совершенствование педагогического мастерства является результатом  качества обучения.

  Повышение квалификации педагогов процесс непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа. Совершенствование же самой методической работы невозможно без правильного понимания ее сущности и ее основного назначения, круга решаемых ею задач, требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы элементарных исследований. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа учителя  в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.

   Понятие «методическая работа» прочно вошло в профессиональный педагогический лексикон. Это понятие и стоящая за ним работа воспринимается педагогами нашей школы по-разному, но при этом на последнем методическом мероприятии, при проведении итогового анкетирования педагоги высказывают свои положительные отзывы, указывая на высокий уровень организации методической работы, а также свои замечания и предложения.

   Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного учителя и всего педагогического коллектива, оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.

  В нашей школе практикуются различные формы методической работы:

    Это коллективные формы: психолого-педагогические семинары ,  педагогические  конференции, работа  школьных  методических  объединений, методические дни, Декада наук, методическая неделя, внеклассные мероприятия по предмету,  встречи с педагогами-новаторами, педсоветы, заседание методического совета, мастер-классы педагогов.

 Индивидуальные: проекты по самообразованию, портфолио, взаимопосещение  уроков, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение уроков администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению.

  Вся методическая  работа планируется, анализируется и обобщается на методическом совете.

Методический совет – совещательный орган при заместителе директора школы по учебно- воспитательной работе, способствующий решению приоритетных психолого-педагогических проблем деятельности педагогического учреждения.

 Цель деятельности: организация и координация методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров.

 Задачи:

  диагностика состояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе;

  изучение и внедрение новых технологий в организации образовательного процесса в школе;

  создание условий для развития педагогического и методического мастерства учителей.

 Именно в рамках заседания методического совета решаются такие организационно-педагогические мероприятия, как мониторинг внедрения ФГОС начального и общего образования, результативность работы школьной библиотеки по развитию читательского интереса, утверждение элективных , предметных и факультативных курсов и т. Д.

  В школе успешно действуют шесть методических объединений педагогов:

      -  начальных классов;

      -   математического цикла;

      -   гуманитарного цикла;

     -  историко-обществоведческого цикла;

     -  физической культуры и технологии.

 Годичный план каждого методического объединения основан на общешкольном плане деятельности общеобразовательного учреждения. Опыт работы показал, что наиболее эффективной деятельность ШМО будет в том случае, когда одна методическая тема каждого объединения будет вытекать из общешкольной. Так работая над общешкольной методической темой: «Использование новых педагогических технологий», учителя математического цикла определяют для себя: «Использование информационных технологий на уроках математики», а учителя гуманитарного цикла- «Использование проектного метода обучения на уроках русского языка и литературы». На итоговом заседании методического совета, в состав которого входят все руководители школьных объединений, подводится итог работы.

   Каждое методическое объединение имеет своё портфолио, в котором обязательными документами являются:

  - приказ о создании объединения, назначения руководителя;

  - Положение о школьном методическом объединении;

  - Анализ работы за прошедший учебный год;

  - План на новый учебный год;

  - информация обо  всех педагогах объединения;

  - мониторинг участия педагогов в мероприятиях разного уровня;

  - Конспекты уроков, внеклассных мероприятий.

Форм методической работы достаточно:

 Коллективные: семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, Декада наук, творческие отчеты учителей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы.

 Индивидуальные: самообразование, стажировка, разработка творческой темы, взаимопосещение уроков, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение уроков администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.

    Одной из наиболее   продуктивных форм  является расширенное заседание объединения, в котором  принимают участие  члены методического совета. Это заседание посвящено творческому отчёту деятельности объединения педагогов за учебный год.

 

Педагогическая конференция.

  Успешной формой самообразования педагогов считаем проведение педагогических конференций. Такие конференции проводим  1 раз в учебный год на протяжении 3-х лет и посвящаем одной теме:

   1 год «Становление Тюменского образования»,

   2 год «Педагогические династии»,

   3 год  «Информатизация учебного процесса»

Опыт показывает, что данная форма работы вызывает интерес , способствует повышению профессионального мастерства педагогов.

 

 Психолого-педагогические семинары

 Семинары - одна из форм повышения квалификации . Такого рода занятия  нужны всем учителям, поэтому стало целесообразным проведения подобных семинаров 2 раза в год. Очень важным аспектом в подготовке такого мероприятия играет выбор темы. Она должна быть актуальной для всех педагогов, вызывать искренний интерес. Темами наших психолого-педагогических семинаров стали:

    - «Как сделать ребёнка счастливым?»

   - «Имидж современной школы»

  - «Проблема профессионального выгорания педагогов»

   При проведении психолого-педагогического семинара особенно необходимо обеспечить атмосферу творчества и после теоретического сообщения организовать учительскую дискуссию, диспут, обмен опытом. В ходе семинара учителя сосредотачивают внимание на решении сложных педагогических проблем, коллективно ищут и создают новые или обновленные методы преподавания. Психолого-педагогические семинары приобщают учителей к творческой, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности. В ходе работы семинара появляются проекты, предложения, адресованные администрации школы, педагогам, родителям, учащимся.

 

  Проект по самообразованию.

   Первые программы по самообразованию разработаны и опубликованы в 20-е годы. Затем в 1972 году Академия педагогических наук СССР подготовила примерные программы и методические рекомендации по планированию самостоятельных занятий. Они были опубликованы в предметных методических журналах и встретили одобрение учителей. В то время планы самообразования учителей утверждала администрация школы, требовалось конспектирование прочитанного, а отчеты о самообразовании заслушивались на методических объединениях. Но постепенно этот формализм уступил место здравому смыслу. Планы по самообразованию стали определять перспективу в самостоятельном пополнении знаний и отражать поиски нужной научно-методической литературы, сроки ее изучения, предполагаемые пути использования при участии в конференциях, педагогических чтениях, различных семинарах.

  В настоящее время актуальными становятся  проекты по самообразованию педагогов. Это краткосрочная проблемная тема, определённая самим педагогом и рассчитанная на 1-2 учебных года. Отличительными чертами проекта является изучение не только её теоретической части, но и обязательным условием- практическая направленность. Например, если педагог  определяет для себя  тему : «Использование тестов на уроках истории как одной из форм контроля качества знаний учащихся», то он должен  к окончанию работы над проектом создать  банк тестов, разработанных  педагогом.

 

 Наставничество

     Ежегодно в школу приходят выпускники педагогических вузов .  Прежде чем выпускник станет мастером своего дела, опытным учителем, ему предстоит приложить немало усилий. Время вхождения  в педагогическую профессию, когда учитель остро нуждается в поддержке, может быть сокращено, если помощь начинающему учителю будет целенаправленной, а не от случая к случаю. Естественное , профессиональную подготовку имеет, но немало, а возможно и больше необходимо применять из опыта работы. В школе работает отлаженная система наставничества. Именно к наставнику молодые педагоги могут подойти со своими ежедневными проблемами, сомнениями, вопросами. Также в школе имеется план работы администрации  с молодыми коллегами. Вопросы, обсуждаемыми на таких совещаниях-практикумах,  могут быть совершенно разными: от заполнения классного журнала до обсуждения наиболее эффективных методов обучения учащихся в конкретно сложившейся ситуации. Молодые педагоги должны понимать, что в коллективе они всегда найдут поддержку и получат совет.

 

  Методические дни.

   Проведение общешкольного методического дня- важное методическое мероприятие.

    В школе ежегодно их организуется два: в последнюю неделю перед осенними и осенними каникулами. Методический день определён общей методической темой и способствует с одной стороны проанализировать решение данной проблемы как на теоретическом, так и на практическом уровне, а с другой стороны способствует повышению квалификации учителей.

  Темами методических дней  в нашей школе были:

«Связь урочной и внеурочной деятельности для повышения качества образования»;

«Школа и есть моё настоящее дело»

  В рамках этих  дней педагоги представляют уроки, внеклассные мероприятия, занятия внеурочной деятельности, мастер-классы, самоанализ проведённых мероприятий.

Передовой педагогический опыт.

   Важнейшим направлением методической работы является изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией учителя.

 При изучении педагогического опыта желательно установить, какая научная база явилась основой того или иного методического приема, какие конкретно современные ученые или какое наследие из истории педагогики вдохновили на творческие поиски, какие объективные и субъективные факторы, микроклимат и среда обеспечили высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.  Для мониторинга личных достижений каждый педагог имеет  портфолио, карту мониторинга личного участия в методической работе школы, индивидуальный образовательный маршрут, основой которого является набор семинаров, конференций, мастер-классов, курсов, которые необходимы педагогу для профессионального роста.

 Передовой педагогический опыт обучает, воспитывает, развивает учителей, показывает перспективу, к которой должен стремиться каждый учитель. Он может быть изучен и использован в школе с помощью различных форм методической работы.

   Наибольший интерес вызывает опыт педагогов, имеющих высшую педагогическую категорию. В рамках обмена опытом ежегодно в школе проходит Методическая неделя, в рамках которой все учителя высшей квалификационной категории приглашают к себе на уроки. Обязательным условием является, чтобы урок был «рабочим». Расписание на этой недели «гибкое», желающие посетить уроки коллег заранее об этом сообщают заместителю директора.

   Обобщение опыта происходит через публикацию методических материалов. Педагоги нашей школы систематически публикуются на информационном портале «Первое сентября», методических сборниках Тюменского института повышения квалификации.

 

Заключение.

   Наша школа работает в режиме развития. Изменения, происходящие в  образовании, воплощаются и в нашей школе. На сегодняшний день наша школа самая многочисленная в районе- 672 учащихся. В ней представлены следующие формы образования:

  1.Дошкольное

     - консультационно- методический пункт,

     - группа кратковременного пребывания,

     - структурное подразделение детский сад «Ручеёк»

2. Начальное образование

     - 13 классов-комплектов

     - реализация ФГОС в 1,2 –х классах

     -обучение на дому

3. Основное общее образование

    - 13 классов-комплектов

   - реализация ФГОС в 5 «б» классе

   - обучение на дому

   - обучение детей с тяжёлыми формами развития

   - предпрофильное обучение

 4. Основное полное образование

    - 4 класса-комплекта,

    - класс очно-заочного обучения

   - экстернат.

   - профильное обучение «Социально-экономическое», «Социально-технологическое»

     В школе трудится работоспособный коллектив.

     Всего 39 педагогов, из них:

    Высшее педагогическое-35 педагогов

    Высшая категория-18 педагогов

    Первая категория-5 педагогов

    Заслуженный учитель РФ-1

   Почётный работник общего образования-3

   Победитель ПНП «Лучшие учителя России»- 3

   Победители гранта главы-2

    Важнейшую роль в организации работы по её реализации играет методическая служба школы. В основу системы методической службы положены формы её организации. Эта система складывалась в течение нескольких лет, и в данный момент она представляется нам наиболее эффективной и работоспособной. Однако  это не делает её застывшей. При изменениях, которые будут происходить в школе, будут вноситься изменения и в данную систему.  Ежегодно апробируем одну из новых форм методической работы. В 2012-2013 учебном году таковыми стали проведение Интеллектуального марафона и Дня открытых дверей для родителей  вместо традиционного родительского собрания. И данный опыт считаем положительным.  Только  постоянный поиск нового позволяет методической работе быть жизнеспособной, отвечать насущным проблемам школы.

 

 

 

  

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (03.06.2013)
Просмотров: 1736 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]