Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.
Тадеуш Котарбиньский
Человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, важно определить для себя те шаги, которые он должен сделать, чтобы двигаться вперед, чтобы достичь к своей цели.
Самосовершенствование нельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям. Работа над собой — это внутренняя организация всей жизни человека, это стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, направленная на совершенствование самого себя. И как у всякой деятельности, у нее есть определенная структура, логика, последовательность действий.
С чего же начинается работа над собой? Прежде всего, с определения цели: чего я хочу достичь в своем личностном и профессиональном развитии, какой личностью и каким профессионалом я хочу стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему надо стремиться, человек, как флюгер на крыше, будет крутиться на одном месте, ни продвигаясь. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», — утверждал Монтень. Быть может, в других сферах деятельности такое положение и возможно, но только не в педагогике.
Определить цель самосовершенствования человеку значительно легче, если у него есть определенный идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, что должно быть присуще человеку. Л. Н. Толстой писал: «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет направления, а без направления нет жизни».
Школа-это учреждение ,в котором всегда будет разноплановый коллектив по возрасту, профессиональному уровню, используемых педагогических технологий, воспитательных прерогатив. Появление в стабильном педагогическом коллективе нового молодого учителя всегда событие и событие приятное, потому что молодой начинающий педагог, не имеющий штампов и «закостенелых» взглядов и суждений способен «обновить» коллектив идеями, взглядами, подходами, путями решений.
Одной из первостепенных задач общеобразовательного учреждения, несмотря на изменения и инновационные тенденции, остается профессиональная адаптации молодого педагога к образовательной среде, процессу. Именно от администрации школы зависит насколько комфортно и уверенно будет себя чувствовать молодой педагог. Решать эту проблему призвано направление в методической работе школы- организация школьного наставничества. Главная задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, применить знания теории на практике , как психологические, так и методологические.
Шаг первый , который решает администрация школы, является подбор наставника. Ведь наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог — наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. Кроме этого важны и личностные качества: желание поделиться своим опытом. При организации этой работы следует учитывать, что наставничество необходимо следующим категориям педагогов:
- молодым учителям, пришедшим в школу после окончания профессионального учреждения,
- учителям, умеющим продолжительный перерыв в педагогической деятельности;
- учителям- неспециалистам,
- классным руководителям , испытывающим трудности в организации воспитательного процесса.
При организации наставничества директором школы издается приказ о назначении наставника на учебный год.
Шаг второй: является совместное составление плана деятельности, который обязательно должен включать в себя следующие аспекты:
педагогу-наставнику необходимо обратить внимание молодого педагога на :
подготовку современного урока русского языка и литературы,
-осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения с учетом реализации ФГОС, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
разработку рабочих программ по предметам;
ведение классных (электронных) журналов;
организацию самообразовательной работы по методической теме;
участие в методической работе общеобразовательного учреждения;
освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе;
подготовку к предстоящей аттестации на квалификационную категорию по должности «учитель».
Определенную роль для результативности деятельности наставничества являются формы деятельности:
- взаимопосещение уроков, которые играют важную роль для обеих сторон: молодые педагоги учатся мастерству у профессионалов, педагоги-наставники в свою очередь проводят анализ урока молодых педагога с целью его корректировки , наставник даст практические советы, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие средства обучения будут эффективны на данном занятии, анализ речи педагога (фонетические, грамматические , лексические ошибки). Педагог-наставник должен научить своего молодого коллегу самоанализу своих педагогических действий. Совместно формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе.;
- заседание клуба «Первые шаги» ( как школьного уровня, так и муниципального, в рамках которого возможна организация встреч с администрацией школы, опытными педагогами, подготовившими выпускников, имеющих высокий балл на экзамене по русскому языку и литературе, имеющими победителей и призеров Всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам, успешными классными руководителями, победителями профессиональных конкурсов, ветеранами педагогического труда), бесценный опыт профессионалов, успешная самореализация станет положительным примером;
- участие в Единых Методических днях, методических неделях, профессиональных конкурсах, участие в школьных семинарах, конференциях, Днях коррекции и регуляции , Декаде науки, интеллектуальном марафоне, дистанционной олимпиаде по русскому языку и литературе позволит почувствовать молодому педагогу важность методического роста;
Именно от грамотно выстроенной работы в школе по наставничеству, от систематически и професссионально выстроенных встреч администрации школы с молодыми педагогами зависит то, насколько успешным себя будет чувствовать молодой педагог.
Шаг третий. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе и наставники обязаны подготовить для молодых педагогов различные рекомендации, которые позволят лучше ориентироваться в педагогической деятельности. Это могут быть:
требования к современному уроку русского языка и литературы;
обязанности классного руководителя;
организация работы с неуспевающими учащимися;
организация работы с одаренными учащимися
анализ и самоанализ урока русского языка и литературы;
организация работы с родителями;
внеурочная деятельность по предмету;
методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий ;
- эффективное использование на уроках русского языка и литературы интерактивного оборудования, ресурсов удаленного читального зала Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, Интернет-ресурсов и других.
Шаг четвертый. Результативность. В конце учебного года необходимо провести анализ выполнения намеченного плана с учетом всех корректировок. Возможно использование различных форм подведения итогов работы:
- Защита портфолио. Учитель-наставник принимает непосредственное участие в разработке «портфолио» молодого педагога, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Портфолио помогает молодому педагогу увидеть динамику в профессиональном развитии в процессе наставнической деятельности.
- Участие в итоговой общешкольной методической неделе «Свежий ветер», в рамках которой молодой педагог под руководством своего наставника приглашает на «открытый» урок.
Информационные источники
Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н., Вершловский С.Г. Профессия – учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 1987.
Вершловский С.Г. Учитель-методист – наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1988.
Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845-847.
|