Программа факультативного курса "«ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ»
[ Скачать с сервера (28.5 Kb) ]20.11.2016, 18:51
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа № 2 Согласовано: Утверждаю: _______________ __________________ Председатель УС Директор школы: Некрасова Т.В. Комарова А.Б. ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К НАПИСАНИЮ ЧАСТИ С ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ : «ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ» Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Яковлева Елена Николаевна с.Омутинское 2016 год. 1. Пояснительная записка. Несмотря на то, что итоговая аттестация в формате Единого Государственного Экзамена уже приобрела штатный формат, педагоги овладели современными приемами успешной подготовки выпускников к сдаче экзамена по русскому языку, наибольшие трудности у выпускников вызывает написание части С - сочинения-рассуждения ( рецензии) по предложенному тексту. В целом задания к тексту представляет собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и является заданиями повышенного уровня сложности. Возникающие трудности связаны с несколькими факторами: недостаточной коммуникативной компетенцией старшеклассников, сформированностью рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: -умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, -создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, - умения последовательно излагать собственные мысли, - использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, - оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. А также недостаточным количеством учебных часов, так как анализ одного текста предполагает занятия в рамках одного занятия, что невозможно осуществить в рамках предмета. Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по русскому языку, расширяет и углубляет содержание базового курса «Русский язык». Данная программа предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 30 часов, носит сугубо практический характер. Наиболее оптимальная форма реализации данной программы- малая группа учащихся( не более 10 человек), так как это количество учащихся позволит более качественно включить каждого в творческий процесс создания сочинения-рассуждения. В качестве литературных текстов используются: - тексты, входящие в программу по литературе общеобразовательного учреждения, но интерпретируемые с нового взгляда , так как изучались в 5- 7 классах; - тексты , не входящие в обязательную программу по литературе для общеобразовательных учреждений. Значимость этой части в структуре всего экзамена велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объёме проверить и объективно оценить коммуникативную компетенцию выпускников, оценить их практическую грамотность. Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию повышенного уровня сложности задания: сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Задачи. Совершенствовать умения: - понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём); - определять тему текста, проблему, авторскую позицию; - формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания; - комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст ( иллюстрирование); - развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, грамотно вводить в рассуждение аргументы; - выбирать необходимый стиль и тип речи; - отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Методы и формы обучения: - эвристическая беседа, - проблемные задания, - выполнение творческих работ, - практикумы, работа с текстом, - анализ языкового материала, - работа с таблицей, - групповая работа, - написание сочинения-рассуждения, - исследование, - редактирование, - самоанализ, взаимоанализ работ, - моделирование, - стилистический анализ, - отбор необходимого материала, - систематизация изученного материала, -работа с Интернет-ресурсами 2.Содержание программы Тема 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (1 час). Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Практическая работа по оцениванию сочинений . Знакомство с Демо-версией. Тема 2. Проблема текста (6 часов). Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения. Тема 3. Комментарий к проблеме (5 часа). Комментарий, иллюстрации.Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Тема 4. Авторская позиция (4 часа). Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения. Тема 5. Аргументация собственной позиции (6 часов). Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале. Тема 6. Композиция сочинения-рассуждения (4 часа). Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат. Тема 7. Речевое оформление сочинения (4 часа). Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления. 3.Учебно-тематическое планирование № тема занятия художественное произведение 1 Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. 2 Тема, основная мысль текста, проблема Е.И.Носов «Кукла» - проблемы воспитания; -проблема памяти о ВОв; -проблема нравственного выбор. 3 Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы» - проблема взаимоотношений человека и природы; - проблема неравнодушного отношения к своему делу; - проблема нравственного выбора- благодарности. 4 Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном» -проблема нравственного выбора; -проблема русского характера; - проблема отношения к языку; -проблема истинного патриотизма; проблема отношений к памятникам культуры. 5 Способы формулирования проблем В.Закруткин «Матерь человеческая» - Проблема женщины на войне. - Проблема истинного патриотизма; - Проблема предназначения женщины; -Проблема ответственности за судьбу своей Родины. 6 Типовые конструкции для формулирования проблемы. В.П.Астафьева «Мальчик в белой рубахе» - проблема ответственности за окружающих; - проблема материнской любви; -проблема раннего взросления детей; - проблема памяти прошлого нашей страны. 7 Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения. Е.И.Носов «Живое пламя» -проблема героизма в годы Великой Отечественной войны; -Проблема человеческой памяти; 8 Комментарий, иллюстрации Г.Щербакова повесть «Вам и не снилось» -проблема взаимоотношений отцов и детей»; -проблема юношеской любви; -Роль учителя в жизни подростков. 9 Типы комментария: текстуальный и концептуальный, подтекстовая. Дёгтев «Выбор»: -проблема человека на войне; -проблема поиска смысла жизни; -проблема взаимоот ношений между мужчиной и женщиной; 10 Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. А.Приставкин «Фотографии» -проблема жестокости войны; -раннее взросление человека на войне. - Проблема ответственности за ближнего; - Проблема взаимоотношений близких людей. 11 Типовые конструкции для комментирования проблемы. Притча. 12 Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Высказывания великих людей на различные темы: - нравственность, -героизм, патриотизм, -природа, -наука. 13 Авторская позиция. М.А.Шолохов «Судьба человека -проблема героизма в годы Великой Отечественной войны ; -проблема одиночества; -проблема истинного патриотизма. - проблема ответственности за близкого; - проблема объединяющего чувства во время Великой Отечественной войны. 14 Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. И.Бунин «Вечер» - проблема понимания счастья; -проблема умения видеть прекрасное в обыденном. 15 Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. С.Алексиевич «Чернобыльская молитва» -проблема экологической катастрофы; -проблема ответственности человека за научные открытия; -проблема взаимоотношений человека и государства. 16 Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения. К.Паустовский «Телеграмма» -Проблема отцов и детей -проблема быстротечности времени -проблема нравственного выбора -проблема милосердия. 17 Аргумент. Аргументация. А.Толстой «Русский характер» -проблема нравственного выбора -Проблема героизма русского человека в годы ВО войны. 18 Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Творчество Э.Асадова (Личность, творчество) - Тема любви, - Тема романтизма, -Становление личности, - Нравственный выбор. 19 Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. О.Уайльд «Портрет Дориана Грея» -проблема нравственного выбора 20 Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. В.Г.Короленко «Слепой музыкант» -роль музыка в жизни человека -поиск смысла жизни -стремление достичь своей цели 21 Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. фильм «Дорогая Елена Сергеевна» -взаимоотношение отцов и детей -человек и эпоха -становление личности подростка -проблема нравственного выбора. - Влияние телевидения на воспитание подрастающего поколения. 22 Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале. Цитаты о русском языке -проблема сохранения русского языка. - Проблема неоправданного заимствования слов в русском языке. 23 Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. А.И.Солженицын «Матренин двор» -Проблема сложности личности в эпоху застоя. -Проблема «нутряной» России. 24 Основные средства связи между предложениями в тексте В.Осеева «Бабка» -Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»; -Проблема нравственного выбора; 25 Виды и формы вступления Ю.Яковлев «Он убил мою собаку» - Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей», -Роль учителя в судьбе ребенка, - Взаимоотношения человека и животного. 26 Виды заключения О.Уайльд «Мальчик-звезда»; - Проблема «отцов» и «детей», -Проблема нравственного выбора, - Проблема поиска нравственных ценностей, - Взаимоотношение человека и природы. 27 Типы ошибок. А.Каверин «Два капитана» - Роль книги в жизни человека; 28 Грамматические ошибки М.А.Булгаков «Собачье сердце» - Судьба человека в тоталитарном государстве; - Нравственный выбор, - Проблема воспитания, - 29 Речевые ошибки К.Г.Паустовский «Золотая роза» -Проблема служения человеку; -Понимание категории «счастья» 30 Логические ошибки 4. Список используемой литературы, Интернет-ресурсов. 1. Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011. 2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007. 3. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. — М.: Просвещение, 2009 4. Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаём без проблем? — М.: Эксмо, 2007. 5. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2015. 6. И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева Отличник ЕГЭ.Русский язык. Решение сложных задач/ ФИПИ.- М.: Интеллект-Центр, 2010 . 7. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2007, № 24. 8. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 12. 9. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. — М.: АСТ: Астрель, 2009 10. fipi.ru 11.Yakovlevaen1.ucoz.ru
Категория: Мои файлы | Добавил: Елена
Просмотров: 489 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]