07.01.2014, 19:43 | |
«Край родной мой- просторы Тюменские» Урок внеклассного чтения посвящён Тюменскому поэту, члену Союза писателей России Николаю Васильевичу Денисову.
Цель урока: 1. Познакомиться с поэтическим творчеством Н.В.Денисова. 2. Воспитывать у каждого ученика бережное отношение к родному краю, уметь видеть красоту своей малой родины. Оборудование: портреты писателя, выставка его книг, альманаха «Тюмень литературная», географическая карта Тюменской области, рисунки учащихся с пейзажными зарисовками, картины художников, карандаши, краски, бумага, фломастеры. Форма работы: групповая. Я в деревне вырос, с ветрами резвился, у росы туманной чистоте учился Н.Денисов Слово учителя: Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Мир сотворил нас такими, какими мы и стали. И мы ему благодарны за это. Пришло время творить свой собственный мир. Мир красоты, добра, чести, справедливости, мир чувств. Этого невозможно сделать без 2-х составляющих, как бы вы ни старались, без поэзии и живописи. Обращаясь к поэзии, следует отметить одну очень важную закономерность, - никто из поэтов не смог обойти в своём творчестве тему своей малой родины. Ту , совсем маленькую, точку на географической карте, где и появился человек, поэт… Помните у С.А.Есенина: О пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть, На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь… А у Николая Рубцова: Хотя проклинает проезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу. Поэт Луговской о своей Родине: До сосен Заонежья Река небес тиха Так трепетно и нежно Внизу цветёт ольха. Предлагаю вам послушать ещё одно Ученик: Среди полей, где мир и тишина, Где даже гром грохочет с неохотой Лежит моя крестьянская страна Со всей своей заботой. Там ждут апреля ранние цветы, На тёплой зорьке лопаются почки. И мать хлопочет утром у плиты В простой домашней ситцевой сорочке И так светлы в заснеженную стынь Ушедших лет сомненья и печали. Там деревенька с именем простым- В других краях о ней и не слыхали. И по ночам всё тот же свет в окне, И люди в каждый светлый праздник мая, Наверное, вспоминают обо мне, Когда застольной песни не хватает. Учитель: А название этой деревеньки-Окунёво, что расположилась в Бердюжских местах Тюменской области. А автора данного стихотворения зовут Николай Васильевич Денисов. Родился он 6 ноября 1943 года. Кто же он? Большой человек, талантливый поэт, прозаик, публицист, автор ни одного десятка книг, моряк дальнего плавания, член Союза писателей России, издатель и редактор альманаха «Тюмень литературная». А по поводу отношения к родным местам Денисов скажет: Ученик: «Чтобы глубже понять истоки творчества русского поэта или прозаика, надо побывать в тех местах, где прошло его детство. Именно отчая глубинка всегда была и остаётся «питательной силою», движителем чувств и представлений для сочинителя» Учитель: И только стихи поэта помогут постичь нам его духовные глубины. Мы не будем сегодня говорить о биографии поэта- ведь биографией поэта являются, прежде всего, его стихи. Работать будем в группах
Каждой группе предлагается индивидуальное задание по творчеству Н.В.Денисова , выдаётся маршрутный лист с комментариями, заданиями: Лист 1 (группа 1) «Все мы родом из детства» «…четверо было нас в семье. Стихи писать я начал рано, ещё в начальных классах. В селе была богатая библиотека. Чтение приносило лишь восторг. Когда подрос, выучился играть на гармошек…» Стихи для анализа «Ночные гости», «Ласточки», «День 12 апреля», «Эта девочка снится всегда», «Из детства», «Воспоминания о школе», «В детстве». Задание: Какие чувства вызвали у вас данные стихи? Какой общей темой они объединены? В чём вы увидели особенности авторского стиля? Какие выразительные средства встречаются? Лист 2 (группа 2) «Времена года» « Как-то одна из читательниц мне написала, что в стихах моих много снега, морозов, леденящих вьюг…но что делать, родился я в сибирском селе, где , как говорят, девять месяцев зима, остальное лето. Но есть ещё пронзительные синие вёсны и, особо любимые мной, золотые деньки осени, когда чаще тянет к перу, к бумаге, когда возникает душевное равновесие, способствующее творчеству…» Стихи для анализа «Осень пришла», «Последняя сказка», «Улетели журавли», «Много снега и света в окне», «Дождь», «Звёзды падают», «Звенел апрель», «Наконец- то выпал снег» Задание: Какие чувства вызвали у вас данные стихи? Какой общей темой они объединены? В чём вы увидели особенности авторского стиля? Какие выразительные средства встречаются? Лист 3 (группа 3) «Свет родного очага» «…строгие были старшие Денисовы- мать , Екатерина Николаевна, и отец, Василий Ермилович», по части справедливости и честности. Это ещё из староверческих дедовских корней пришло. Правда, сами в вере не усердствовали, но мораль осталась и ребятне передавалась, чтоб чужого во двор – ни-ни!... Я вот недавно в Окунёво был, возле отцовского дома постоял, там другие люди теперь живут, но всё родное вспоминается светло…» Стихи для анализа: «Герани», «У заколоченной избы», «Вечереет», «Заповедник вдвоём стерегли» Задание: Какие чувства вызвали у вас данные стихи? Какой общей темой они объединены? В чём вы увидели особенности авторского стиля? Какие выразительные средства встречаются? Лист 4 (группа 4) Выбирают понравившееся стихотворение Денисова о природе и переносят его на бумагу. (в эту группу входят ребята, которые умеют успехи в живописи» Лист 5 (группа 5) Предлагается набор репродукций о природе, учащиеся должны подобрать к ним строчки стихов из творчества Н В.Денисова. На подготовку группам даётся 15-20 минут. Выступления, защита. Учитель: Мы смело можем сказать, что каждый поэт, прежде чем им стать, научился замечать красоту родного края. Поэтому и художниками не рождаются, ими становятся. Сегодня мне хочется познакомить вас с картинами нашего школьного художника…. (рассказ о любом ученике, умеющим рисовать, занимающемся в школе искусства и т.д.) Николай Васильевич Денисов однажды сказал: «Вот эти картины природы , смена времён года и были , пожалуй, первым позывом к фантазиям, воображениям и тому внутреннему состоянию души, которое и называется состоянием поэтическим. Наверное, всё это и есть тот божий дар – умение воспринимать мир так, как его воспринимает не всякий человек. И важно научиться воспроизводить это состояние души посредством слова, поэтической инструментовки. Приходит это с опытом, знаниями, воспитанием чувств, через большой труд» Не первый год вы ходите в школу по одному и тому же пути и знаете наизусть улицы, дома, каждое деревце и травинку. Но, согласитесь, не каждый из вас умеет удивляться , восхищаться, замечать необыкновенное в таком уже знакомом. Послушайте ещё одно стихотворение: Живу я там, Где всходит солнце по утрам, Где хлебом пахнет и цветами, Где умывает всех роса, Где простирают птицы небеса, Где звучно плещется река, Где освещает путь луна, Где доброты, любви наш полон дом- Всё это здесь, в краю родном, Откуда, может быть, уеду я Коль , пожелает так судьба моя, Но обещаю я- вернусь сюда, Хоть на минутку, на денёк, Чтоб вспыхнул в сердце огонёк. Это стихотворение принадлежит перу нашей ученице Морозовой Евгении, наполнены они чувством гордости к родной стороне. Задача нашего урока была прикоснуться к творчеству Н.В.Денисова и увидеть, что прекрасное находится рядом, необходимо лишь остановиться и посмотреть вокруг себя. Всем спасибо за урок. | |
| |
Просмотров: 2562 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |