07.01.2014, 19:45 | |||||||||||||||||||
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор» «Душа по капле собирает свет…» Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести. А. В. Суворов. Быть женщиной – великий шаг. И. А. Бунин. Старухи-то никуда не денутся, Они, сменяя друг друга, будут всегда, Но вот вопрос: какие старухи? В.Г.Распутин В современной русской литературе В.Распутин своим творчеством занимает ведущее место и является новатором, большим мастером – создателем повестей и рассказов. И не случайно сегодняшний урок посвящен В.Распутину: в марте 2012 года он отметил свой 75-летний юбилей. Литературовед Николай Котенко в своей монографической работе, посвященной писателю, указывает на высочайший психологизм и глубину разработки образов Распутиным, называет его стиль «путешествием вглубь человеческой души». И далее он пишет: «Распутин все ближе подходит к характеру в его эволюционном развитии. Исследовать мельчайшие сдвиги во внутреннем мире человека, происходящие в заурядной повседневности,- задача гораздо более сложная и важная для искусства». Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть – Уда Иркутской области. В 1959 году окончил историко-философский факультет Иркутского государственного университета. Работал в Красноярской и Иркутской молодёжных газетах. В 1961 году в альманахе «Ангара» был опубликован его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки». А в 1966 году в Красноярске и Иркутске выходят две первые книги. Следующее десятилетие приносит ему всемирную известность, - одна за другой публикуются его повести: «Деньги для Марии» (1967), «Последний поклон» (1976), написанные с позиции высокой нравственности. В 1985 году выходит его проникнутая болью и горечью повесть «Пожар» - об ответственности каждого человека за всё происходящее на земле. Повести «Живи и помни» и «Пожар» были удостоены Государственной премии СССР в 1977 году и 1987 году. В публицистической книге «Сибирь, Сибирь…» (1991), писатель ратует за сохранение богатств родного края. В 1996 году Распутину была присуждена международная премия, а в мае 2000 года – премия фонда А. И. Солженицына. В феврале 2004 года ему была присуждена премия Президента РФ. Герой Социалистического труда В. Г. Распутин в настоящее время живёт в Москве. Творчество Валентина Распутина обширно и многогранно, но, в то же время и очень индивидуально. Во всех произведениях есть нравственный стержень, ответы на вопросы , которые мы задаём сами себе: - Кто мы? - Куда мы движемся? - В чём смысл жизни? -Как надо жить? Рассказ называется «Женский разговор» и к разговору я приглашаю исключительно девочек, девушек, женщин. Мужская половина класса будут работать над практической частью этого произведения, а именно формулировать те проблемы для ЕГЭ по русскому языку, для которых рассказ Распутина будет являться аргументом. -Первоначально давайте очень внимательно прочитаем первое предложение рассказа Почему? Почему? Почему? Что случилось? Нравственнее мудрее спокойнее беда Значит разговор пойдет неспешный, обстоятельный. Зная про беду Вики Наталью мучает вопрос: «Еройство у тебя это было али грех? Как ты сама на себя смотришь?» 1. Как описанная деревенька связана с биографией Распутин? (на реке Ангаре. Богом забыта) 2. Что мы знаем о семье Вики? (много работали, жили небогато, потому что имели стареньку. Ниву, в деревне бывали крайне редко) 3. Сколько героев рассказа вы определили ( 3: Наталья, Вика, ночной пейзаж) 4. Какой вы представляете Вику, Наталью? Что мы знаем о них? 5. Почему разговор состоялся именно ночью? (можно поговорить более откровенно, не видно глаз) 5. Основные позиции Наталь и Вики по:
Свой грех есть у Вики, но есть он и у Натальи, но почему Наталья для читателя становится идеалом нравственности? Язык Натальи: -Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж-надоело? - Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много. -Так выходили доспеть в мужних руках. -Баба своей, бабьей породы должна быть. -Источилася вся от жизни. - Что этот разговор дал нашим героиням? (Этот разговор важен был для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передавала свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама. А для Вики этот разговор – это начало новой жизни, осознание своего «Я», своего назначения на земле, разговор затронул Вику, «неспокойно засыпала девчонка - подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки».) - А у вас был свой женский разговор со своей бабушкой? На какую мысль вас натолкнуло это произведение? А я ведь тоже не знаю историю любви своей бабушки. И уже никогда не узнаю… О чем рассказ Распутина? О любви «Вся тута, как Божий сосуд: для тебя взросла, всю себя по капельке, по зёрнушку для тебя сневестила» Долгим бережным рассказом о своей любви бабушка надеется вернуть Вику «в себя», вправить этот безумный вывих. Мы не знаем, достучится ли? Девочку ничего не смущает – она у бабушки «способы» выпрашивает и, кажется, уже не понимает бабушкиного языка, когда та с чудной чистотой и застенчивостью вспоминает самое интимное. Доскажет бабушка свою историю, и Вика уснёт – поняла ли, разгладилась ли душой – кто знает. Героини как бы растворяются в природе. Бабушка с внучкой молчат: ни звука не доносит глубокая ночь. Что завтра будет? Изменится ли отношение внучки к жизни, неизвестно. Писатель не торопит с моралью, в надежде, что не эта девочка, так другая, кто – нибудь из вас, повнимательнее, поймёт и услышит, не даст победит себя поспешному знанию «с первого класса». Поэтому рассказ завершается величественной картиной мироздания. (Выразительное чтение последнего абзаца). - К уроку я выбрала 3 эпиграфа, какой для вас (один) кажется наиболее раскрывающим основной смысл рассказа. - Слушаем экспертов: сформированные ими проблемы, для которых рассказ Распутина станет аргументом. 1.Проблема понимания истинной любви. 2.Проблема взаимоотношений поколений. 3. Проблема основных нравственных устоев: семьи. 4. Проблемы современных подростков. 5. Роль Великой Отечественной войны в судьбах людей. 6. Взаимоотношение города и деревни. 7. Современная женщина: мечта и реальность. 8. Роль природы в понимании литературного героя. 9. Роль языка в понимании литературного героя. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Просмотров: 832 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |